• 0


UPD: 11.10.2020

Нагорный Карабах: гуманитарное перемирие

«Нет – войне, да – миру»: в Нагорном Карабахе объявлено гуманитарное перемирие. Добрая воля двух воюющих сторон в азербайджано-армянском конфликте в Нагорном Карабахе при плодотворном и своевременном посредничестве президента Путина, вопреки победным реляциям сторон, милитаристской риторике и реваншистским лозунгам, страстным надеждам на блицкриг, кровожадным призывам и сладостному упоению войной – победила злую кровожадную волю, и стороны договорились о прекращении огня в гуманитарных целях.

В принятом заявлении говорится: «Объявляется о прекращении огня с 12:00 10 октября 2020 года в гуманитарных целях для обмена военнопленными и другими удерживаемыми лицами и телами погибших при посредничестве и в соответствии с критериями Международного комитета Красного Креста».

Что важно, стороны этим не ограничились: Азербайджан и Армения договорились при посредничестве сопредседателей Минской группы ОБСЕ приступить к субстантивным переговорам с целью скорейшего достижения мирного урегулирования ситуации в Нагорном Карабахе. Кроме того, в четвертом пункте заявления утверждается, что «стороны подтверждают неизменность формата переговорного процесса». Новые игроки с геополитическими амбициями здесь не нужны.

В этот результат свою лепту внесло и то, что лидеры всех ведущих мировых держав, за исключением лишь одного, стремящегося стать султаном новой Османской империи, проявили удивительное единодушие в призывах остановить войну и сесть за стол переговоров. Напомню, что Президент РФ Владимир Путин в своем интервью телеканалу «Россия» сказал, что «это огромная трагедия, люди гибнут», - и призвал к прекращению огня: «И как можно быстрее это нужно сделать». А в своем заявлении (от 8 октября 2020) обращался с призывом «прекратить боевые действия, ведущиеся в зоне нагорно-карабахского конфликта, по гуманитарным соображениям с целью обмена телами погибших и пленными».

Всецело поддерживаю эту линию и считаю необходимым остановить войну без всяких дополнительных условий, потому что война для современного человека не является альтернативой миру: «Нет – войне, да – миру». Миру, который начинается с сохранения человеческих жизней, брошенных в горнило войны. Эти Жизни, которые появляются на этот свет не для того, чтобы быть убитыми или же убивать кого-то, героизируя насилие, надо спасать, узрев за цифрой потерь личную, экзистенциальную трагедию.

Выступаю также за мир для малых народов, в том числе, лезгин, которые поневоле втянуты в этот трагический этнополитический конфликт. О них великие державы не должны забывать. У всех одна жизнь, и все хотят жить.

Хотя военная конфронтация развернулась между Нагорно-Карабахской Республикой (самопровозглашенной), которая поддерживается Республикой Арменией, и Азербайджанской Республикой, которой покровительствует Турция, неприкрыто заявляя: «Одна нация – два государства», в нее, по сути, подневольно, на территории Азербайджана оказались втянуты другие народы: лезгины, талыши, аварцы и многие другие. Лезгины и другие национальные меньшинства, повторяю, подневольно и вынужденно втянуты в этот конфликт: именно они, в первую очередь, отправляются в самые горячие точки, и родные ежедневно получают гробы со своими детьми. Эта война стала источником злокачественного насилия, фактором разжигания межнациональной розни на Кавказе, источником порождения психологических травм – персональных и этнокультурных травм, и вытекающих из них человеческих, социальных, экономических, политических, религиозных и других потрясений.

Как известно, лезгинский народ является разделенным народом, поэтому среди московских лезгин есть не только лезгины из Дагестана и других регионов России, но и в значительной части из Азербайджана, которые тревожатся и опасаются за своих родственников, близких и друзей. По сути, и азербайджанскому, и армянскому народам (специально отмечаю – народам, а не политикам) эта убийственная война не нужна. Она бессмысленная, и в ней никто не победит.

Обращаясь к лезгинам, я призываю занять миролюбивую позицию ко всем сторонам нагорно-карабахского конфликта. Не втягиваться в эту войну, ни явно, ни завуалированно не агитировать, не призывать, не подстрекать к вовлечению в этот конфликт наших земляков, не впадать в военную ажитацию и эйфорию, восхваляя и героизируя участников кровопролития. Я заявляю протест и неприятие позиции некоторых лезгин, лезгинских общественных деятелей, активистов, работников культуры и других граждан, которые заняли воинственную позицию, призывая участвовать в войне или же восхваляя участь тех лезгин, которые невольно, по обману или по принуждению оказались на этой войне, называя их лезгинскими орлами, а безвинно погибшие лезгины якобы стали героическими шахидами в боях за Родину. На мой взгляд, это не героизм, а человеческая трагедия и этническое бедствие.

Обратите внимание, в социальных сетях то там, то тут появляются милитаристски, реваншистски направленные, воинственные, антигуманные посты лезгин и лезгинок, которые чуть ли не соревнуются в своей преданности и лояльности милитаристской, реваншистской демагогии. Нередко военная риторика и картины военных баталий сопровождаются лозунгом "Сагърай лезгияр", кстати, написанным на латинице. Какой там "сагърай", когда лезгины гибнут? Более того, во многих постах даже горевание по погибшим лезгинам выражается на латинице азербайджанским дискурсом (см. ниже). Кому эти посты адресованы? Эти опьяненные войной персоны ставят лезгинскую культуру, в том числе, культуру горского героизма, на службу братоубийственной войны. Причем эти восхваления пишутся уже не на кириллице, а на латинице, нередко используя азербайджанский дискурс, отгораживаясь от лезгинского дискурса: вот вам деструктивный итог травматической милитаризации этнического сознания.

Печально то, что эта воинственная идеология распространяется в лезгинском виртуальном пространстве популярными в соцсетях персонами с большим количеством подписчиков, проводя идеологическую обработку этнического сознания лезгин. К примеру, одна из таких деятелей, которая била себя в грудь в борьбе за лезгинский язык, ныне охвачена военной эйфорией и с момента начала военной кампании сменила свою риторику на азербайджанский дискурс не только по своей латинской форме, но по смыслу, идеологии распространяемых текстов. Выходит, что под прикрытием горевания по погибшим трагическое оформляется и подается в ореоле героизма и военного патриотизма. Распространяя таким образом военно-шахидскую риторику, встроенную в дискурс о страдании, горевании и боли за утрату, создаются смысловые перевертыши. Подобная практика вносит свою лепту в формирование языкового и экзистенциального раскола в лезгинском этносе: по той причине, что не все лезгины согласны с героизацией этой войны и смертей. 

Подобная воинственная языковая и культурная практика легко подхватывается по логике ментального, эмоционального заражения, распространяясь в виртуальной паутине контактов. Вопрос не в том, чтобы кого-то разоблачать и выводить на чистую воду, а в том, чтобы показать, что нельзя лезгинскую трагедию превращать в лезгинский героизм и шахидизм. Я совершенно уверен, что пойдет дискурс самооправдания, дескать, нас к этому принуждают авторитарные власти. Тут звучит вопрос о позиции личности и этнокультурной порядочности: подобная казуистика не может оправдать жестокую милитаристскую риторику. В этих выборах позиции главное действующее лицо – личная ответственность и ответственность личности. Самодеструктивная этнокультурная практика самих лезгин – основная причина, препятствующая решению экзистенциальных, культурных, человеческих, жизненных проблем разделенного этноса.

Милитаризация сознания, разума некоторых лезгин, охваченных манией войны, в условиях разделенности этноса становится фактором, создающим внутренний этнический раскол – этносхизис. Этот этнический схизис саморазрушителен для лезгинского народа и может стать источником порождения массивной культурной травмы этнической идентичности лезгин.

Нам надо жить мирно со всеми народами и противодействовать милитаризации собственного сознания и подстрекательствам к войне. Прошло время игр с нулевой суммой с эгоистической мотивацией, когда выигрывает одна сторона: даже в некооперативной ситуации надо искать кооперативные решения. Как раз на пути такого мирного, учитывающего интересы всех вовлеченных в конфликт народов, а не военных ястребов и геополитических игроков, и является, на наш взгляд, достигнутое гуманитарное прекращение военного конфликта, с перспективой последующего мирного урегулирования. И, что важно, происходит это в условиях, когда впервые за последнее время противоборствующие мировые державы солидарны и объединились в посреднической миссии. Гуманитарное перемирие, объявленное как намерение сторон, надо еще воплотить в действительность. А это, как мы знаем, не так легко. Дорогу осилит идущий...


Председатель Совета НКА «Московские лезгины»,

доктор психологических наук, профессор МГУ

М.Ш. Магомед-Эминов





alert Информация
Посетители, находящиеся в группе Гости, не могут оставлять комментарии к данной публикации.



Московские лезгины » Новости » Сообщение председателя Совета НКА «Московские лезгины», доктора психологических наук, профессора МГУ М.Ш. Магомед-Эминова в связи с событиями в Нагорном Карабахе