• 0

М.Ш. Магомед-Эминов: "Террор и богохульство: деяния человеческие"

Террор и богохульство: деяния человеческие


М.Ш. Магомед-Эминов


В Париже произошёл террористический акт: по сведениям СМИ, трое вооружённых нападавших с криками «Аллах акбар!» и «Мы отомстили за пророка!» открыли огонь по работникам редакции и полицейским. Где бы ни происходили теракты и чем бы они ни были мотивированы, мы против терроризма и выражаем соболезнования, скорбим по погибшим, требуем торжества правосудия и признаем право на свободу слова. Выражая скорбь, приходится отметить, что существует попытка придать теракту тенденциозный смысл атаки кровожадным мусульманским миром европейских ценностей свободы и права самовыражения. Правда: в результате высокой мобильности и миграции в современном мире, в европейских странах, особенно во Франции и Великобритании, происходит интенсивное смешение народов, культур и религий. Возникают серьёзные проблемы мультикультурального существования в этих странах. Проблема усугубляется ещё тем, что среди мусульманского населения особое значение начинают приобретать исламские ортодоксы, занимающие воинственную позицию в связи с их опытом участия в экстремистских группировках и горячих точках.

Возвращаясь к инциденту, отметим, что, на наш взгляд, нельзя упрощать ситуацию до выбора между террористом-мусульманином и карикатуристом-богохульником. Террорист есть террорист, неважно, какого он вероисповедания. Нельзя убивать журналистов, если даже они составляли карикатуры на пророка Мухаммеда. Пророк Мухаммед неуязвим к людскому осмеянию и сатире и не нуждается в защите террористов. Кроме того, не нужно преступлению, совершённому несколькими экстремистами, придавать статус агрессии мусульманского мира. Именно в контексте сказанного встаёт каверзный вопрос: можно ли оправдать террористическое нападение на французское сатирическое издание "Charlie Hebdo" тем, что журнал опубликовал карикатуру на пророка Мухаммеда (или какие-то иные антиисламские карикатуры). Причинная связь «антирелигиозная карикатура → убийство людей» является порочной и в правовом, и в религиозном, и в нравственном планах. Нет оправдания по этой причине.

Теракт, однако, кроме юридического, преступного, правонарушения, имеет и другие измерения: религиозное, нравственное, психологическое и т.д. Нельзя, на наш взгляд, использовать эту трагедию для разжигания межрелигиозной розни и ненависти. Карикатуры, созданные «экстравагантными» журналистами для своего запредельного самовыражения, нельзя использовать для осквернения сакральных объектов и символов, то есть богохульствовать и глумиться. Приходится в связи с этим терактом напомнить, что всякая свобода предполагает ответственность, в том числе, журналистов, которую никто не отменял. Поэтому вызывает крайнее удивление призыв Ходорковского ко всем СМИ опубликовать карикатуры на пророка Мухаммеда. И этот акт он считает достойным журналистского сообщества! Мы не видим в этом ничего достойного, его призыв является провокационным и разжигающим межрелигиозную рознь.

Проясним. Во-первых, как мы уже отметили, причинная связь «антирелигиозная карикатура → убийство людей» является порочной, и призывы к людям вовлечься в эту порочную связь только нагнетают ситуацию и создают круговую деструктивную причинность. Уместны ли детские игры «кто кого перетянет», господин Ходорковский? Или библейские заповеди «око за око, зуб за зуб»? Вы же ратовали за демократию, а там правосудие нельзя подменивать безответственными выходками.

Во-вторых, призывы, направленные против пророка Мухаммеда, носят характер разжигания межрелигиозной розни. Да и вообще – это безнравственно. Во всех религиях мира, в том числе, в исламе, надо различать бога (бог един) и служителей его. Религия служителей или их общин нередко в истории бывала вовсе не богоугодной. Причём здесь пророк Мухаммед и какие-то люди, с криками «Аллах акбар» убивающие своих обидчиков? Тут в дело должно вступить правосудие.

Обращаем еще внимание на то, что религиозную конфронтацию по всему миру сеют определенные круги для достижения своих экономических, политических, властных стремлений. Террористическая организация ИГ, которая жестоко уничтожает, прежде всего, мусульман – продукт хвалёной американской демократии, которая их же и вооружала для достижения своих геополитических целей.

Ходорковский обнажился – психологически. Мы повторяем: ну, зачем Ходорковскому надо было выступать с провокационным антимусульманским призывом к журналистам разместить карикатуры на пророка Мухаммеда? Он старается придать конкретному преступлению, совершённому несколькими террористами, общемусульманский статус, будто за этим преступлением стоит весь мусульманский мир во главе с пророком Мухаммедом. Подобное деяние, мягко говоря, неконструктивно. Последовала ответная реакция – президент Чечни Рамзан Кадыров написал про Ходорковского следующее: "…он объявил себя врагом всех мусульман мира. Значит, и моим личным врагом". Это не борьба с терроризмом, а антиисламская выходка, действия Ходорковского достигают только обратного эффекта...

В «Эхо Москвы» ещё подлили масла в огонь, устроив в развитие твита Ходорковского опрос на тему: "Следует ли изданиям печатать карикатуры на пророка Мухаммеда в ответ на расстрел редакции "Charlie Hebdo?" Этот опрос является, на наш взгляд, просто глумлением над памятью погибших. Карикатуры являлись продуктом их творческого акта, а не плакатами для массовой антиисламской пропаганды. Свобода творчества требует осуществления собственных поступков, а не попугайничания.

Безответственный поступок Ходорковского и других разжигателей межрелигиозной розни превратил неадекватную причинную схему «богохульство → террор» в массовую порочную круговую причинность и раскачивание межрелигиозного согласия. Реагируя на опрос, несущий в себе религиозное глумление, Рамзан Кадыров высказал мнение, что главный редактор «превратил «Эхо Москвы» в главный антиисламский рупор». Вот и пошло-поехало...

В завершение, напомним: свобода, в том числе, свобода прессы, предполагает, дамы и господа, выполнение золотого правила ответственности, в том числе, ответственности прессы. Свобода без ответственности – безрассудство. Свобода самовыражения имеет две стороны: нужно учитывать, что свобода для меня предполагает и свободу для другого. Вот тут на сцене появляется ответственность, которую в этих дискуссиях почему-то все игнорируют. Человек в свободе самовыражения совершает поступок, но учтите – на этом все не заканчивается. Есть другой человек, который в своей свободе может ответить вам. К сожалению, право и свобода самовыражения нередко являются не конструктивными, а деструктивными, унижающими достоинство другого, его ценности, веру. Будет ли это диалог или конфронтация, которая может закончиться плачевно – зависит не в последнюю очередь от личности, от человеческого в человеке. В травматических, катастрофических, экстремальных ситуациях есть две дороги: как негативная (жизнепадение), так и позитивная (жизневозвышение человека). Мы за конструктивный путь становления человеческого в человеке. Мы не хотим идентифицировать себя ни с человеком-террористом, ни с человеком-богохульником (который берет эту безнравственность за свое кредо). Я стремлюсь быть человеком духовным, направленным на становление человеческого в человеке.

 трывки из дискуссий

профессора МГУ М.Ш. Магомед-Эминова

 в социальных сетях Instagram и Facebook)





alert Информация
Посетители, находящиеся в группе Гости, не могут оставлять комментарии к данной публикации.



Московские лезгины » Новости » М.Ш. Магомед-Эминов: "Террор и богохульство: деяния человеческие"