• 0

М.Ш. Магомед-Эминов: «Любовь: палитра яркого или оттенки серого?»

профессор МГУ

М.Ш. Магомед-Эминов

 

День всех влюблённых (14 февраля) уже стал общечеловеческим, культурным явлением – явлением любви в мире, в мире между людьми… Овеянный этим событием, я набросал некий психологический экспромт о любви, который действительно является экспромтом, а не тщательно продуманной публикацией… Тема любви сейчас стала особенно актуальной в связи с дискуссиями вокруг «50 оттенков серого». Естественно, на эту проблему я смотрю с научно-психологической, психоаналитической точки зрения, а не с этической, религиозной, обыденной или обывательской. Кроме того, данная тема подталкивает меня ввести специальную психологическую рубрику – научную и популярную, теоретическую и практическую, набросков и экспромтов, текстов и статей в той области, в которой осуществляется моя профессиональная деятельность.

Любовь не есть вещное состояние души или душ, одержимость или наваждение типа «lost control», внешний дар или подарок Ананке, удачное совпадение партнеров или совместимость как ключ к замку, который удерживает людей на время остроты переживания, исчезая и оставляя совместный багаж. Одним словом, любовь не есть то, что есть, то, что имеется, то, что дано, то, что вещно, а есть непрерывный процесс творчества – творческая работа души, любовная работа душ. Любовь есть творческий продукт душевной работы личности, точнее – продукт совместной любовной работы личностей. 

Пока вы творите любовь, пока вы работаете, пока происходит любовная работа личности, река любви полноводна, конечно, с всякими волнами и волнениями. Но как только творческая любовная работа души ослабевает – река высыхает вместе с полем любви. Работа любви, творение любви сталкивается с угрозой еще с одной стороны: любви, Эросу, влечению к жизни противостоит ненависть, деструкция, влечение к смерти, Танатос. Но это как бы азы. Важно то, что, конструируя, созидая любовь, мы должны одновременно противодействовать ненависти, деструкции, злу, вражде, небытию, негации, отрицанию.

Формула любви предполагает, с одной стороны, конструктивную работу по творению, созданию любви, инвестирование собственной энергии в любовь, а с другой стороны – работу по противодействию, иллюминированию негативного, ненависти, разрушительности, то есть инвестирование энергии в противоборство со злом, враждебностью, жадностью, завистью, ревностью, извращениями любви, вакханалией смерти… Инвестировать энергию нужно не только в объект любви, как полагал З.Фрейд, но инвестировать психическую энергию, энергию души надо в саму работу любви, творение любви. В этой работе человек не просто удовлетворяет, потребляет, разряжает, наслаждается, но в этой работе происходит преображение личности. Любовь преображает личность – человек в любви разрывает свой нарциссизм, самолюбование, самозамкнутость. Он отдаёт Другому часть любви к себе. Он делится с Другим. Он делает вклады в бытие Другого. Но человек преображается в любви не автоматически, не в состоянии пассивного потребления любви, а в ходе активной работы по поддержанию, обновлению, росту и развитию процесса любви. Без этих двух форм душевной работы, или работы личности, просто пассивное нахождение в состоянии любви или активные попытки нахождения любви в смене объекта ведут в тупик.

Третий момент – любовь становится губительной, когда она изолирует людей, отчуждает от широты и полноты жизни. В любви должно быть трансцендентное измерение, которое преодолевает нарциссизм человека, эгоизм пары, семьи или группы, в направлении к широте, полноте жизни, осуществлению бытия, выходу к высшим экстатическим ценностям.

Идея Фрейда о двух феноменах (любить и работать), которые люди должны делать, чтобы быть нормальными, я объединяю, синтезирую в работу личности, работу души: чтобы любить – надо работать, чтобы работать – надо любить. Любовь и работа пронизывают друг друга. Если люди в состоянии любви – состояние любви есть переживание подъема, расширения, связи с всеобъемлющим – вот это переживание надо перехватить и инвестировать в жизненное творчество, творчество жизни. Даже рубить дрова надо с любовью, а не для сублимации сексуальной фрустрации или сексуальной озабоченности. 

Любовь открывается в палитре иллюминации, игре красок, а не в оттенках монохрома, пусть даже пятидесяти оттенках серого. Я уже не говорю о варианте оттенков садомазохистической любви. Или травматической любви (включающей в себя компульсивное повторение актов смерти, ничто), которая предполагает дозу страданий, исковерканности, сочетание белых и черных полос, создающих оттенки серого, может быть, даже пятьдесят. Так появляется симулякр – симулякр любви, подменивающий живую любовь искусственными конструкциями, присутствием отсутствия, пусть в гипертрофированной форме. Искусственные чувства, искусственные люди… Живая работа личности, острота переживаний подменивается ажитированием, небытием, столкновением с угрозой, которую несет в себе симулякр. Однако симулякр симулякру рознь...

Подлинная любовь есть живая любовь, любовь к живому, любовь к жизни, влечение к жизни. Она проявляется не только в любви между мужчиной и женщиной, но и в любви к родителям, родным, близким, к детям, к Родине, природе, к Богу… В любви человек имеет возможность и необходимость выйти за пределы индивида, индивидуализма в сферу связи, контакта, приобщения, общности к другому человеку, человечности, этико-эстетическому измерению бытия. Красота спасет мир постольку, поскольку красота открывается в чувственности, направляющей человека в трансцендентное, высшее измерение бытия. Любовь – это не только влечение к жизни, как думал Фрейд, но и фундаментальная работа личности по утверждению жизни, бытия вопреки небытию, смерти и деструкции.

Любовь объемна, многокрасочна, многоцветна, и даже в монохроме открывает просвет!





alert Информация
Посетители, находящиеся в группе Гости, не могут оставлять комментарии к данной публикации.



Московские лезгины » Новости » М.Ш. Магомед-Эминов: «Любовь: палитра яркого или оттенки серого?»