|
||
|
||
Яран Сувар – праздник Яр – лезгинский праздник Нового года, олицетворяющий оживление, обновление и возрождение всего живого: природы, жизни, нас самих, нашей души. Являясь праздником встречи весны, он символизирует цветение и плодородие. Все начинается заново, все обновляется, душа очищается... Яран Сувар, а также Навруз (исходно «новруз» – новый день), празднуемый иранскими и некоторыми другими народами и имеющий общие корни с Яран Сувар, но отличный от него – привязаны ко Дню весеннего равноденствия. Астрономически весеннее равноденствие падает на 20 или 21 марта (в этом году – на 20 марта). Однако по григорианскому календарю равноденствие строго отнесено к 21 марта. Зороастрийский Навруз празднуется именно 21 марта и включён в Репрезентативный список нематериального культурного наследия человечества. В лезгинских традициях Яран Сувар празднуют в новогоднем коде, то есть, в ночь с 21 на 22 марта. Исконно лезгины поздравляли друг друга с этим замечательным праздником салютами, фейерверками в ночь с 21 на 22 марта, а отмечали его 22 марта - ходили в гости, угощали всевозможными яствами. Первый день Яр в лезгинской культуре – 22 марта, а ночь с 21 на 22 марта – это ночь Яр, Яран Йиф. Любопытно, что месяцы современного григорианского календаря, например, сентябрь, октябрь, происходят от слов «седьмой», «восьмой» и отсчитываются от марта, подтверждая своё происхождение от солярного календаря, начинающегося именно с марта, с сезонного круговорота. Московские лезгины в этом году отметили Яран Сувар 18 марта, организовав посвящённый ему праздничный вечер в Концертном зале «Королёвский» (Останкино). А 1 апреля региональная автономия будет участвовать в городском празднике «Навруз», организованном Правительством Москвы. Яран Сувар и Навруз, являясь солярными праздниками (куда можно отнести также Масленицу и ряд других), имеют общие корни и соответствуют культурному коду производственного сельскохозяйственного сезонного цикла и круговорота оседлых народов. Яран Сувар, на наш взгляд, сохраняет и несёт в себе более ранние верования, связанные с возрождением и образом Ра. В то время как в праздновании Навруза этот же единый корень был обработан и встроен в зороастрийский монотеизм. Арабские народы не отмечают Навруз, не имеющий мусульманских корней. В то время как иранские и некоторые тюркоязычные народы его празднуют, хотя местное мусульманство не всегда смотрит на это с одобрением, а в некоторых странах на него даже наложен запрет. При этом напомним, что, по решению Генеральной Ассамблеи ООН, 21 марта объявлено Международным днём Навруз. Поэтому противопоставлять весенний праздник обновления исламским или христианским традициям, загоняя феномены Яран Сувар и Навруз в прокрустово ложе оппозиции языческого и монотеистического, неверно. Более того, Навруз возник в зороастризме, то есть, в монотеистической религии, которая по определению не является языческим верованием. Оба праздника – и Яран Сувар, и Навруз – являются нематериальным культурным наследием и несут в себе общечеловеческий посыл к весеннему обновлению и возрождению. По-моему мнению, за возрождающей логикой Яран Сувар и Навруза находятся более глубокие основы психологической трансформации нашей души, символизируя диалектику противостояния света и тьмы, жизни и смерти, рождения и умирания, а также рекурсивности круговорота нашей души, или непрерывного изменения, оставаясь при этом самим собой. С праздником!
Председатель Совета РОО «НКА «Московские лезгины», доктор психол. наук, профессор МГУ имени М.В. Ломоносова
М.Ш. Магомед-Эминов
|
Информация Посетители, находящиеся в группе Гости, не могут оставлять комментарии к данной публикации. |