Deprecated: preg_replace(): The /e modifier is deprecated, use preg_replace_callback instead in /home/j/jamalo3m/moslezgi.ru/public_html/engine/modules/show.full.php on line 308 НКА «Московские лезгины» > Версия для печати > Заявление М.Ш. Магомед-Эминова по резонансному событию в публичном этнокультурном пространстве


Главная > Новости, Лезгинские народы, Главные новости, 3-Позиция > Заявление М.Ш. Магомед-Эминова по резонансному событию в публичном этнокультурном пространстве

Заявление М.Ш. Магомед-Эминова по резонансному событию в публичном этнокультурном пространстве


28.04.2021, 14:39. Разместил: Admin

 

1 мая (суббота) в традиционный Международный день трудящихся, ныне – в Праздник Весны и Труда, состоится заседание Совета РОО «НКА «Московские лезгины».

 

В повестке заседания: 1) рассмотрение Открытого письма Н.А. Абдулгамидова – члена Совета РОО «НКА «Московские лезгины», председателю Совета РОО «НКА «Московские лезгины» М.Ш. Магомед-Эминову от 23.04.2021 с просьбой инициировать от имени НКА «Московские лезгины» созыв внеочередного съезда Федеральной лезгинской национально-культурной автономии для разрешения ситуации, возникшей в связи с рядом публичных заявлений вице-президента ФЛНКА Руслана Курбанова, противоречащих уставным целям и задачам ФЛНКА  в пункте «сохранение и развитие общности лезгин в России путем защиты их национально-культурных интересов, сохранения своей самобытности, родного языка, национальной культуры и образования на родном языке»; 2) обсуждение и оценка резонансного события в этнокультурном пространстве, указанного в этом письме, и принятие соответствующих продуктивных решений.

 

Открытое письмо Н.А. Абдулгамидова, а также обращения ряда других представителей московских лезгин ко мне, как к председателю Совета РОО НКА «Московские лезгины», было продиктовано резонансным выступлением вице-президента ФЛНКА Руслана Курбанова на мероприятии, посвященном открытию аудитории им. Гасана Алкадари, и открытом собрании молодежного актива ФЛНКА, организованных Федеральной лезгинской НКА, вызвавшим острые публичные дискуссии в лезгинских кругах вокруг вопроса национального самоопределения лезгин. Письмо было направлено на то, чтобы НКА «Московские лезгины» содействовали как можно скорейшему пресечению продолжающихся провокационных публичных выступлений, приобретавших в условиях отсутствия должного противодействия всё более и более неадекватные формы и контрпродуктивные последствия не только в лезгинской среде, но и в межнациональных отношениях. Для продуктивного ответа на обращение и конструктивного решения в рамках уставной деятельности РОО «НКА «Московские лезгины» требуется созыв Совета РОО «НКА «Московские лезгины», что мы и сделали, назначив его на 1 мая с учетом возможностей членов Совета.

 

Что касается сермяжного вопроса публичной активности Руслана Курбанова по вышеобозначенной этнокультурной проблеме, опережая ход предполагаемого авторитетного обсуждения, выскажу следующее. Прежде всего отмечу, что дух и смысл дискурса и речей не является для меня чем-то новым, эта смысловая линия прослеживается уже определенное время, она более четко и выпукло вырисовалась в период войны в Нагорном Карабахе. Еще раз подчеркиваю, дух и смысл его позиции является вполне определенным и последовательным. По сквозной смысловой форме речей и поведения я назвал бы это этнокультурным космополитизмом: при этой установке проблема этнокультурной идентичности лезгин переводится в иной транснациональный, глобалистский или панэтнический проект, чуждый для лезгин и создающий эрозию идентичности и её ассимиляцию. 

 

В речах «дискутанта» удерживается указанная смысловая линия, а меняются лишь риторика, терминология, слова, жаргон и образы, поза, телодвижения и интонирования в зависимости от политической конъюнктуры, прагматических соображений, рисунка складывающейся ситуации и игры больших игроков, задающих различные контексты, установки и диспозиции для желающих ими воспользоваться. Этим не в последнюю очередь объясняется отмечаемая многими лезгинами скользкость, двусмысленность, противоречивость его речей, нарочитая игра терминами и подмена понятий, своеобразный эзопов язык, густо намешанный религиозной, политической, этнической, психологической терминологией, подающая нередко достаточно поверхностно, тенденциозно, но с хорошей миной при плохой игре.

 

Возвращаясь к конфликтной теме, приходится признать, что по общему мнению – дискутант инициировал острые публичные дискуссии в лезгинских кругах, разжигая страсти, задевая чувства национальной гордости и достоинства по чувствительному для лезгин, как разделённому народу, вопросу о формах национально-культурного самоопределения в целях самостоятельного решения задач сохранения самобытности, развития языка, образования, национальной культуры. Напомню, резонансное событие началось с достаточно провокационного и тенденциозного публичного обсуждения дискутантом этого вопроса. Кстати, происходившее мероприятие было разноуровневым и разноплановым. Так, например, перед участниками выступил в онлайн-режиме академик А.А. Гусейнов, который, естественно, не знал о последующих выступлениях, в том числе, о выступлении вице-президента ФЛНКА Руслана Курбанова перед внимательно слушающим его корпусом актива и собравшейся молодежи. Академик Гусейнов является членом Совета РОО «НКА «Московские лезгины», которому я сообщил о поступившем в мой адрес обращении и необходимом рассмотрении данного вопроса. Он и другие члены Совета будут участвовать в этой работе. 

 

Отмечу, ничего не предвещало бури, и высокопарная, но штатная речь вице-президента не стала резонансным событием до тех пор, пока не пошли острые реакции лезгинской общественности на это, по словам господина Курбанова, «архиважное» заявление, которое он рекомендовал распространять, не забывая ссылаться при этом на него.

 

Что примечательно, в этой пламенной речи дискутант сам же легкомысленно и провокационно подвел сложные проблемы национальной самоорганизации народа в прокрустово ложе «лезгинской республики», он сам же назвал эту им самим акцентированную идею «химерой», продолжая свой дискурс в циничной высокомерной менторской манере, наставляя и убеждая слушателей, оставить, по сути и логике речи и контекста, всякие надежды на решение проблем этнической идентичности разделённого народа. При этом жонглируя терминами «единство», «объединение», то есть садвал, которое стало чуть ли не крылатым словом этнического единства лезгин, была совершена подмена понятий, посредством переноса значения слова «объединение» из этнического контекста в более широкую общность кавказских народов или каких-то других общностей. 

 

Единство – это правильно, объединение – хорошо, но надо отделить, как говорят, котлеты от мух. Давайте работать над сохранением и развитием этнокультурной идентичности лезгин, культуры, языка, образования, да и самого существования, в то же самое время включаясь в более широкие идентичности дагестанцев, кавказцев, россиян и т.д., наконец, жителей Земли и песчинки, пусть мыслящей, во Вселенной.

 

Подменивая терминологической игрой понятия, подтасовывая факты лезгинской истории, искажая историю самоопределения других народов, особенно ингушей, дискутант не только выхолащивал сам дух сохранения и развития этноса, но разжигал межнациональную рознь, переводил стрелки на нынешний режим, создавал своими контрпродуктивными речами раскол, схизис между светской и религиозной образующими этноса.

 

Приведу также короткий обзор того, как поняли лезгины в интернет-пространстве смысл речей дискутанта с учетом контекста предшествующих его выступлений, особенно в период войны в Нагорном Карабахе: 

1) как проосманские, нацеленные на размывание этнической идентичности лезгин для «переплавки» и ассимиляции этноса в геополитическом пантюркистском котле, 

2) как направленные на то, чтобы исподволь убедить народ объединяться в более широкие гражданские и иные общности, откладывая в сторону задачи развития этнокультурной самобытности, 

3) спекулируя религиозными мотивами, пытаясь заменить этническую идентичность на религиозную идентичность, что является неадекватным по сути и для религии, и для этноса – они не взаимозаменимы, каждая из них качественно своеобразна, 

4) намекая для этого идеей, что подлинная жизнь и «Родина» правоверного находится «на том свете», в мире ином, внедряя в сознание молодежи пассивность, безынициативность в этом Земном мире, в котором люди и должны совершать подлинно творческие, жизнеутверждающие, человеколюбивые деяния и поступки во имя заботы не только о себе, но и о других. 

 

Что меня особо потрясает во всем происходящем, оказывается, наш дискутант скрывал за явно нарочито сакральной, духовной риторикой очень прагматические, профанные, низкие ценности и устремления, в том числе, чрезмерную гордыню, самомнение, высокомерие.  Небогоугодность некоторых поступков дискутанта выявляется и прочитывается из совершенно некрасивой и нечестной ситуации с ингушскими старейшинами. Как известно, чтобы обосновать свои тенденциозные идеи, дискутант обратился к примеру Ингушетии, заявив, что это «случайная республика». Это высказывание получило широкий резонанс в Ингушетии: представители «Мекх-кхел» потребовали извиниться за слова, которые задели всю нацию и вызвали его на шариатский суд. Так раскрутилась эта некрасивая история, задевающая теперь и национальные чувства ингушского народа. 

 

И что в сухом остатке? Сначала, дискутант каялся и извинялся за допущенную оплошность, изображая искренность и честность своего намерения. Что неприятно бросалось в глаза, это то, что он оправдывал свою риторику низкой осведомленностью лезгинской аудитории, ссылаясь при этом на дружбу народов и великодушие месяца Рамадан. Но потом раскрылся сомнительный в духовном смысле поступок, который оказался не искренним извинением перед земляками и единоверцами, сообразным также великодушию месяца Рамадан, а как некая сомнительная победа 5:0, противоречащая духу ислама и сакральному времени. Разве в духовном общении может быть выигравшая сторона? «В итоге мы завершили конфликт со счётом 5:0 в нашу пользу», - написал дискутант в одном из мессенджеров, хвастаясь тем, что «флаг шариат суда из их рук выбили и заменили на маслиат» и «заставили самих стариков извиниться за их высказывания». Это нечестно и подло и в духовном, и в человеческом отношении как к лезгинам, так и к ингушам. Это моё мнение. Это чему учит «духовный пастырь» нашу молодежь? Лицемерить и вести себя нечистоплотно, прикрываясь верой и священным месяцем Рамадан.

 

Из всего отмеченного очень явно и очевидно проглядывается и вырисовывается сомнительная культурная работа, которая проводилась и продолжает проводиться нашим героем, прикрываясь и общественным объединением, и религиозной риторикой. Именно эти неприглядные факты и поведение: 1) он выступал в аудитории имени Гасана Алькадари исламского колледжа, расположенного в Культурном центре «ДАР» на мероприятии ФЛНКА, на фоне внушительного баннера и в присутствии корпуса активистов, исполкома и других причастных фигур, не находя никакого противодействия с их стороны, 2) он продолжал свои провокационные, контрпродуктивные, выступления, разжигая, к тому же, межнациональную рознь, 3) его никак не останавливали и не призывали к должному порядку и субординации, – и стали причиной обращения Н.А. Абдулгамидова и ряда представителей к НКА «Московские лезгины» с просьбой пресечь дальнейшую провокацию, отталкиваясь от буквы и духа уставной деятельности.

 

После недавнего достаточно убедительного и аргументированного заявления Президента ФЛНКА Керимова А.П., а также предложенного им решения о том, что «в мае 2021 года запланировано заседание Совета ФЛНКА, на которое как член Совета будет приглашен и Руслан Курбанов. На заседании, в том числе, будут обсуждены и последние резонансные события в публичном поле, дана их оценка и приняты соответствующие решения», на мой взгляд, отпадает необходимость заявленного в обращении внеочередного съезда для решения персонального дела вице-президента ФЛНКА, и поэтому я решил перевести обсуждение этого вопроса, возникшего в публичном пространстве резонансной ситуации, на Совет НКА «Московские лезгины», учитывая, что Низами Абдулгамидов является членом Совета и имеет право инициировать подобные обсуждения. 

 

Но обсуждать мы будем теперь в свете сказанного уже не членство дискутанта в ФЛНКА, или его персональный вопрос – это проблемы, которые входят в компетенцию ФЛНКА, членом Совета которого, в том числе, являюсь и я, а суть самой проблемы, вокруг которой зародились острые дискуссии – я имею ввиду задачи сохранения и развития культуры, языка, самобытности, традиций, самого существования этноса и целостности этнической идентичности. Напомню, что мы неоднократно рассматривали этнокультурные проблемы, обращались к властям по актуальным проблемам лезгинского этноса. Более того, был разработан проект междисциплинарной научно-исследовательской программы «Лезгинские народы» при участии Института этнологии и антропологии РАН. Речь шла о разработке широкомасштабного междисциплинарного научного проекта «Лезгинские народы» и плана его реализации. Кстати, последний раз мы инициировали этот вопрос совсем недавно в свете появления возможных источников финансирования проекта. Считаю, будет крайне продуктивным, если возникшие дискуссии повернуть в конструктивное и деловое русло, и всем активным участникам подключиться к инициативе Московских лезгин и Клуба лезгинских интеллектуалов по обновлению или разработке нового проекта и созданию дорожной карты его реализации. 

 

Принимая во внимание вышеизложенное, хочу сказать, что этнокультурные экзистенциальные проблемы лезгинского народа (шире – лезгиноязычных народов) не химера, их надо решать, а не политизировать, превращая в источник конфронтации, расколов и конфликтов. В завершение специально отмечу, что решение вопросов национально-культурного самоопределения лезгин не должно осуществляться с деструктивных, сепаратистских позиций, сеющих межнациональную рознь, идущих в ущерб территориальной целостности и политическому единству суверенных государств. Я не скажу ничего особо нового, если повторю в заключении важную идею: считаю, что мы должны стремиться к единству многообразия, но многообразия, которое конституируется в миротворческой деятельности, человеколюбии и гуманности, подлинной духовной практике, в которой единство и объединение становится плодотворной почвой сохранению и развитию уникальности, подлинности и самобытности каждого народа, в том числе, лезгинского народа.

 

 

Председатель Совета

РОО «НКА «Московские лезгины»,

доктор психологических наук, профессор,

М.Ш. Магомед-Эминов

 

 

 

 

Редакция сайта Московских лезгин публикует полный текст Открытого письма, поступившего на имя председателя Совета РОО «НКА «Московские лезгины» М.Ш. Магомед-Эминова:

 

 

Председателю 
Совета НКА «Московские лезгины»,
доктору психологических наук, профессору МГУ
М.Ш. Магомед-Эминову

 

ОТКРЫТОЕ ПИСЬМО.

 

Многоуважаемый Мадрудин Шамсудинович!

 

Обращаюсь к Вам с этим письмом как к руководителю одного из региональных подразделений Федеральной лезгинской национально-культурной автономии с просьбой инициировать от имени НКА «Московские лезгины» созыв внеочередного съезда указанной национально-культурной автономии.


О необходимости созыва такого съезда в последнее время говорили многие. Но события, произошедшие за последний месяц с участием членов Совета этой организации, меня тоже убедили, что проведение внеочередного съезда ФЛНКА уже является делом, не терпящим отлагательства.
Так, 4 апреля с.г. Вице-президент ФЛНКА Руслан Курбанов на публичном мероприятии в Москве, в котором участвовал и Президент ФЛНКА Ариф Керимов, поднял тему «лезгинской республики», как в той или иной форме организованной системы консолидации лезгин, назвав саму идею «химерой» и призвав лезгин об этом «забыть», также назвав смешным отождествление с лезгинами и лезгинской историей государства, в своё время созданного Хаджи-Давудом Мюшкюрским, сегодня лезгинами воспринимаемого в качестве символа их устремлений к национальной консолидации. Говоря о родном языке, призвал его "беречь в своем сердце", но не требовать от Баку и Москвы закрепления статуса лезгинского языка. 
17 апреля с.г., уточняя свой тезис о «лезгинской республике» как о «химере», Руслан Курбанов опять в публичном пространстве в присутствии председателя исполкома ФЛНКА Асрета Ибилкасумова заявил, что у лезгин нет «родины» на земле, о которой они должны заботиться, и их «родина» находится «на том свете» и потому все лезгины «должны стремиться» туда.
22 апреля с.г. Вице-президент ФЛНКА Руслан Курбанов через интернет пригласил ингушских религиозных деятелей в Мекку, чтобы разобраться в отношениях, как он сказал, «между нашими братскими народами», в которых возникло недопонимание после того, как Р.Курбанов назвал Республику Ингушетию «случайной» республикой. Если он под «нашими братскими народами» имел в виду лезгин и ингушей, то лезгинам нужно чётко заявить, что взгляды Р.Курбанова – это его личные взгляды, не имеющие никакого отношение к самосознанию лезгин и к их представлениям о своём месте среди других народов. А если же он говорил с ингушами от имени арабов, тогда мое беспокойство беспочвенное и лезгинам не о чём беспокоиться по поводу встречи «на мировом уровне в Мекке» представителей арабов с представителями ингушей…
Вся эта череда событий последнего месяца с активным и пассивным (молчаливым) участием руководителей ФЛНКА говорит о том, что срочно необходимо созвать внеочередной съезд ФЛНКА, где нужно безотлагательно выбрать между альтернативными решениями:

 

или изменить устав ФЛНКА, исключив оттуда записанную там цель организации – «сохранение и развитие общности лезгин в России путем защиты их национально-культурных интересов, сохранения своей самобытности, родного языка, национальной культуры и образования на родном языке», как цель, противоречащую целям и задачам лезгин, сформулированным в этом месяце и до этого Вице-президентом ФЛНКА Р.Курбановым;

 

или изменить состав Совета ФЛНКА, освободив его от людей, чьё мировоззрение противоречит вышеуказанной цели, сформулированной в существующем уставе ФЛНКА.

 

На основании вышеизложенного прошу Вас, Мадрудин Шамсудинович, в соответствие с уставом ФЛНКА инициировать процедуру созыва внеочередного съезда ФЛНКА.

 

23.04.2021


Вернуться назад