Deprecated: preg_replace(): The /e modifier is deprecated, use preg_replace_callback instead in /home/j/jamalo3m/moslezgi.ru/public_html/engine/modules/show.full.php on line 308 НКА «Московские лезгины» > Версия для печати > Встреча Председателя Совета НКА «Московские лезгины», профессора Мадрудина Магомед-Эминова и заслуженного художника РФ Карахана Сефербекова


Главная > Новости, Культура и искусство > Встреча Председателя Совета НКА «Московские лезгины», профессора Мадрудина Магомед-Эминова и заслуженного художника РФ Карахана Сефербекова

Встреча Председателя Совета НКА «Московские лезгины», профессора Мадрудина Магомед-Эминова и заслуженного художника РФ Карахана Сефербекова


8.06.2012, 01:46. Разместил: Admin

Встреча Председателя Совета НКА «Московские лезгины», профессора Мадрудина Магомед-Эминова и заслуженного художника РФ Карахана Сефербекова Карахан Сефербеков – заслуженный художник РФ, лезгин по происхождению, родом из Ахтынского района республики Дагестан. Его творчество имеет мировое значение – оно давно перешагнуло границы культурного пространства России и завоевало известность даже в далекой Индии, в которой он, к тому же, нашел особый источник вдохновения и образов.

Движение поверх культурных, государственных и этнических барьеров, осуществляемое Караханом Сефербековым посредством его творчества, достойно всякой похвалы и в то же время вызывает удивление. Потому удивление, что только после приобретения мировой известности творчество художника открывают для себя его земляки. Известно, конечно, что нет пророка в своем отечестве. Тем не менее, у малых народов можно зафиксировать феномен обратной творческой перспективы – когда земляки знакомятся с научными и творческими достижениями соотечественников позже всех или, в лучшем случае, не раньше других.

Учитывая этот парадокс, а также высокий энергетико-смысловой потенциал творчества художника, Клуб лезгинских интеллектуалов (членом которого, к слову, он является) и НКА «Московские лезгины» планируют осенью провести творческий вечер Карахана Сефербекова. Этот и ряд других вопросов обсуждались на последней встрече Председателя Совета НКА «Московские лезгины», профессора Мадрудина Магомед-Эминова и Карахана Сефербекова.

 

Мадрудин Магомед-Эминов высказался об энергетико-смысловом заряде произведений художника следующим образом. По его мнению, такой художник, как Карахан Сефербеков приобщается к некому объемлющему целому, связь с которым он выражает в яркой, образной форме. А мы воспринимаем эти образы не только в умственном плане, а, что важно, переживаем их в фундаментальных поэтико-эстетических состояниях, посредством которых и сами приобщаемся к тому целому, с которым установил контакт художник. Это означает, что произведения Карахана Сефербекова являются мостиком, посредником между грандиозным, невыразимым миром бытия, между духом предков и нами, ныне живущими в этом мире. Мы переживаем эту связь, хотя не всегда рационально отдаем себе в этом отчет. Напротив, умствования и объяснения образной сферы картин даже скрывают фундаментальное переживание энергетико-смыслового плана образов и знаков. В картину художник вкладывает свою душу (входящую в связь с душами предков и потомков), поэтому зрителю надо созерцать художественное произведение всей душой, а не объяснять только головой.

В ходе беседы Карахан Сефербеков подхватил эту тему и отметил, что он как художник живет в этом художественном процессе и работает в нем. Он охвачен процессом труда и творит, по сути, один без соглядатаев и оценщиков. Потом картина идет в мир. А вот как люди видят его картины, хвалят, критикуют, оценивают – это другой план, хотя и его необходимо учитывать, ведь его произведения создаются не только для себя, но и для других людей. Карахан Сефербеков согласился с тем, что художник не только погружен в себя, пытаясь выразить свое состояние – он также стремится донести до окружающих нечто важное. «Но не всегда правильно трактуется то, что пытался донести художник», - отметил Карахан Сефербеков. «Да, конечно, между тем, что художник пытается донести, и тем, что видят люди, существует определенный разрыв, определяемый субъективизмом, ментальностью и т.д.», - согласился Мадрудин Магомед-Эминов, - однако, никакие интерпретации, рациональные оценки или логические рассуждения не могут, его мнению, ухватить и выразить то целое, которое пытается изобразить и донести до зрителя художник. Есть другой, нерациональный, энергетико-смысловой план, который не раскрывается работой головы, а ухватывается работой души. «Нельзя только от головы работать, надо, чтобы от души шло», - подтвердил и Карахан Сефербеков.

«Есть различные мотивации творчества: цели, задачи – однако, является важным систематически работать, трудиться, пребывать в потоке творчества, не вылететь из этого потока, превращаясь в ремесленника», - развил тему беседы Мадрудин Магомед-Эминов. Более того, не стоит полагать, что искусство, творчество – только лишь небесный дар. Оно требует постоянного совершенствования и поддержания состояния вдохновленности. Если остановиться, прекратить работу – можно потерять ту волну, на которой держится талант художника. Карахан Сефербеков мыслит созвучно и синхронно: «Нужно каждый день трудиться, вставать по утрам и работать, чтобы находиться в форме, чтобы не терять талант – и работать так, чтобы от души все это шло».

Что касается энергетики его работ, Карахан Сефербеков согласился с тем, что они, видимо, несут в себе особый потенциал, который позитивно влияет не только на здоровых людей, но и обладает определенным терапевтическим эффектом. По мнению Мадрудина Магомед-Эминова, терапевтический заряд работ Карахана Сефербекова может быть использован в так называемой арт-терапии – лечении искусством. Однако, этот эффект требует специального изучения и разработки рекомендаций. По словам Карахана Сефербекова, многие успешные деловые люди обращаются к художнику с просьбой понаблюдать за его работой, чтобы приобщиться к процессу создания произведения искусства, пережить то переполняющее чувство, которое испытывает художник, хотя, казалось бы, они так далеки от этого…

Мадрудин Магомед-Эминов обратил внимание на то, что произведения Карахана Сефербекова создают переход души, личности человека из повседневного, обыденного мира в неповседневный, необычный мир, который так ярко изображает художник.

Пусть критики называют творчество Карахана Сефербекова «московским импрессионизмом» – с энергетико-смысловой точки зрения (в теории профессора Мадрудина Магомед-Эминова это называется трансгрессивным вектором), в произведениях художника открывается выход за пределы импрессионизма, феномена впечатления – за рамки холста, схватывающего яркий миг. В этом плане творчество Карахана Сефербекова имеет более широкое значение творческого подхода к жизни в целом, выхода за пределы обыденного опыта – «за рамки холста» – в область высвечивания ярких красок жизни и света бытия. Художник творит на холсте, но его произведения выходят за рамки холста в жизнь.

Вот его картина «Пруд с лотосами №3».

 

Встреча Председателя Совета НКА «Московские лезгины», профессора Мадрудина Магомед-Эминова и заслуженного художника РФ Карахана Сефербекова

Эти лотосы из Самурского заповедника Магарамкентского района буквально создают перспективу выхода и переживания моря за полосой кустарника, а с обратной стороны, переход приводит к густому лесу.

Мадрудин Магомед-Эминов отметил, что пока мы рассуждаем о топографическом, пространственном переходе, но есть еще переход времен – является важным, чтобы мы в своей культурно-исторической работе личности связывали прошлое, настоящее и будущее в темпорально-протяженной истории жизни, чтобы мы создали временные мостики между миром предков, современников и потомков. И по словам Карахана Сефербекова, очень важно, чтобы у нас сохранилась связь времен: «В Индии или в Иране она чувствуется в большей степени, у нас – в меньшей… Это то, что потерял Запад. Утрата связи времен приведет к тупику, что в большой мере ощущает западная культура».

Мадрудин Магомед-Эминов отметил, что для нас, лезгинов, находящихся между Востоком и Западом, особенно важно, чтобы не распалась связь времен: «Особенно опасно, когда дети становятся «отцами», осуществляя символическое отцеубийство, разрушая энергетическую связь с предками. Забота о культуре будет пустословием без заботы о конкретном человеке – носителе этой культуры». «Чтобы не нарушилась связь времен, надо помогать человеку, - подтвердил художник, – возможно, он вспомнит, и, в свою очередь, поможет в ответ».

 

 

 Культурный центр

РОО «НКА «Московские лезгины»

 


Вернуться назад