Deprecated: preg_replace(): The /e modifier is deprecated, use preg_replace_callback instead in /home/j/jamalo3m/moslezgi.ru/public_html/engine/modules/show.full.php on line 308 НКА «Московские лезгины» > Версия для печати > Проект «Кинолекторий»: красота спасет мир, если она добра


Главная > Новости, НКА «Московские лезгины», Культура и искусство, Кино > Проект «Кинолекторий»: красота спасет мир, если она добра

Проект «Кинолекторий»: красота спасет мир, если она добра


3.02.2015, 02:45. Разместил: Admin

Проект «Кинолекторий»: красота спасет мир, если она добраНКА «Московские лезгины», Клуб лезгинских интеллектуалов и кафедра экстремальной психологии и психологической помощи факультета психологии МГУ запускают проект «Кинолекторий».

Кино является не только видом развлечения современного человека, но и искусством – киноискусством, которое может стать мощным культурным средством для роста, развития, трансформации личности человека, в том числе, выполнять арт-терапевтическую катартическую функцию очищения человеческой души от негативных аффектов для её конструктивной трансформации в процессе эстетического освоения бытия. Не будет излишним вспомнить здесь о девизе Ф.М.Достоевского: «Красота спасет мир».

Действительно, в жизненном мире личности происходит жгучее столкновение прекрасного и безобразного, возвышенного и низменного, трагического и комичного, героического и малодушного в тесной связи с нравственным измерением противостояния добра и зла, бытия и небытия. Сказанное очень точно соответствует более полной формулировке идеи Достоевского: «Красота спасет мир, если она добра».

Отталкиваясь от этой концепции, мы сделали первый шаг. 29 января прошла первая встреча Кинолектория, на которой состоялся коллективный просмотр нашумевшего фильма Андрея Звягинцева «Левиафан». По завершении просмотра мы провели предварительное обсуждение картины. Стоит отметить, что мы выбрали этот фильм не только из-за широкого общественного резонанса и резкой поляризации мнений вокруг него, но и в силу постановки автором извечных проблем добра и зла, бытия и небытия в контексте трагического существования современного человека в контакте с могущественной властной системой. Вопрос, поставленный в горизонте взаимодействия «государство – индивид», предполагает психологическую трансляцию в пространство личности, персонализацию этой проблемы, придание ей характера личностной позиции в условиях столкновения добра и зла, героического и малодушного, возвышенного и низменного.

Проблема столкновения добра и зла требует от каждого занятия личностной позиции, решения личностной задачи как внутренней работы личности, а не обвинения других или конструирования образа врага. Зло, или расстройство, надо не только констатировать или диагностировать, но и указать на возможность преодоления, если не решения или лечения. В противном случае мы будем иметь дело с чем-то нуарным, с депрессивным самобичеванием, с экзистенциальной безнадёгой. Но ведь фильм претендует на звание произведения искусства, коли он номинирован на "Оскар". А искусство содержит вертикальное ценностное измерение, в котором создаётся противостояние низменного и возвышенного, добра и зла. Трагическое искусство, уже начиная с Платона и Аристотеля, должно иметь катартический эффект, трансформирующий душу, укрепляющий мужество (Платон), обновляющий, очищающий её (Аристотель).

Картина Звягинцева «Левиафан» относится к авторскому кино, или направлению арт-хаус, а не является документальным фильмом, копирующим реальность, или фотографическим слепком. Хотя фильм является продуктом киноискусства, нельзя не отметить тенденцию оценивать его не с точки зрения художественной ценности и эстетического измерения, объемлющего этическое, а на основе политических пристрастий и воинственных идеологических оценок. Следуя этико-эстетической позиции «красота спасет мир, если она добра» в  отношении искусства, мы целенаправленно дистанцируемся от проведения политических, идеологических или прямых социально-бытовых аналогий.

Наша задача в этом проекте – гуманистическая, сердцевиной которой является стремление быть человеком, личностью, что требует становления человеческого в человеке. А это трудная дорога работы личности над собой, или практики себя (есть ещё более умное понятие аутопоэзиса, то есть самостроительства). Однако работа над собой на пути становления человеческого в человеке возможна только в со-работе – синергической работе с Другим с помощью культурных средств, в данном случае, искусства.

Проект «Кинолекторий» открыт, начало положено – он будет продолжаться и разворачиваться. В ближайшее время предполагается более полное и подробное обсуждение фильма «Левиафан» с участием широкого круга гостей.

 

М.Ш. Магомед-Эминов

доктор психологических наук, профессор

председатель Совета РОО «НКА «Московские лезгины»


Вернуться назад