Deprecated: preg_replace(): The /e modifier is deprecated, use preg_replace_callback instead in /home/j/jamalo3m/moslezgi.ru/public_html/engine/modules/show.full.php on line 308 НКА «Московские лезгины» > Версия для печати > М.Ш. Магомед-Эминов: «Нормандский марафон» через призму психоанализа»


Главная > Новости, Статьи, Рубрика - Статьи, Общество, Политика > М.Ш. Магомед-Эминов: «Нормандский марафон» через призму психоанализа»

М.Ш. Магомед-Эминов: «Нормандский марафон» через призму психоанализа»


13.02.2015, 02:11. Разместил: Admin

М.Ш. Магомед-Эминов: «Нормандский марафон» через призму психоанализа»

доктор психологических наук,

профессор МГУ М.Ш. Магомед-Эминов


Лидерам «нормандской четвёрки» после заключительного, но экстремального 16-часового дипломатического марафона удалось всё-таки договориться о главном – о прекращении огня (с 15 февраля) и об отводе тяжёлого вооружения. Это не всё и не фундаментальный прорыв – но это много для первого поворотного шага в процессе урегулирования кризиса на Украине, который в свете последних событий готов был скатиться в пропасть эскалации конфликта. Как заявил Президент Франции Франсуа Олланд, это последний шанс избежать войны. Как бы то ни было, дипломатические переговоры проходили в экстремально-психологическом, критическом режиме реагирования и действования: «Не самая лучшая ночь в моей жизни, - поделился с журналистами Владимир Путин, добавив потом, видимо, имея в виду результаты, - но утро, на мой взгляд, доброе».

 

Начиналось всё, однако, очень многообещающе. Челночная дипломатия Меркель и Олланда, развернувшаяся в «нормандском формате», носила драматический и драматургический характер: она вобрала в себя и неожиданность, и замысловатую интригу, и смесь тревоги и надежды, и характер психологического марафона с высокой ценой риска… В самом начале удивил блиц-визит в Кремль к Путину Олланда и Меркель, которая в последнее время жёстко дистанцировалась от российского президента и не собиралась не то что прибывать в Кремль, но и вообще встречаться с ним по логике изоляции и стигматизации, проповедуемой Обамой. Перемещаясь поверх геополитических барьеров, челночный процесс двинулся в Америку, там озадачил Обаму, потом круто развернулся и добрался до Минска, где достиг своего дипломатического рекорда – саммит по согласованию путей урегулирования кризиса на Украине продолжался около 16 часов. Встреча завершилась принятием Декларации Президента Российской Федерации, Президента Украины, Президента Французской Республики и Канцлера Федеративной Республики Германия в поддержку Комплекса мер по выполнению Минских соглашений, принятого 12 февраля 2015 года. Звучит гордо, но в действительности, «нормандская четвёрка» после долгих колебаний устно поддержала то, что впоследствии подпишет контактная группа, с представителями которой Пётр Порошенко отказывался иметь дело. И Путин, конечно, не собирался подписывать никаких документов с Порошенко, считая, что кризис на Украине является её внутренним делом, требующим непосредственного контакта с представителями Донецка и Луганска.

«Нормандский марафон» и по результатам своим удивляет и озадачивает: как будто он закончился успешно и все участники этому рады – но в чём состоит результат, что в нём нового? Трудно всё это понять стороннему наблюдателю. Этот якобы комплекс мер, направленный на имплементацию, приведение в действие Минских договорённостей, не выглядит со стороны каким-то значимым результатом, кладущим конец конфликту.

Не дождавшись какого-либо сенсационного заявления, СМИ пытаются найти сенсацию в различных деталях и моментах. Приводят много курьезов, инсинуаций и наблюдений: монтаж со стулом, на который садился Путин, потирание рук после рукопожатия с Порошенко, личная встреча Меркель и Олланда в самолете перед марафоном, многочисленные смены состава и формата переговоров в течение ночи… Как и что делать, и что будет дальше – остаётся тайной. Заключённые в Минске соглашения хотя и создают условия для долгосрочного политического урегулирования – тут определён комплекс мер, в том числе, конституционная реформа и контроль границ – но не гарантируют долгосрочных решений. Однако в этом наиболее важном в последнее время международном событии есть глубокий психологический смысл… Чтобы его ухватить, нам нужно вернуться к хронологии «нормандского марафона», акцентируя значение первичного шага на пути решения критической ситуации.

Градуальные и конечные решения в критической ситуации. Подчеркнем особое значение первичного, начального шага для достижения значительного, выдающегося конечного результата. Переговоры Президента РФ Владимира Путина, Президента Франции Франсуа Олланда и Канцлера ФРГ Ангелы Меркель начались 6 февраля в Москве – были они спонтанными, неожиданными, но знаковыми. Европейские лидеры, переступив свои амбиции и без оглядки на США, решили встретиться с Президентом Путиным, которого Запад в последнее время пытался изолировать, надменно игнорировать – помните все эти некрасивые игрища в Австралии?! – ожидая, когда он, наконец, добровольно сдастся, и всё вернется на круги своя, а в мире, как надеялся Обама, восстановится статус-кво однополярного мира с «выкручиванием рук». Проект урегулирования конфликта держался в тайне. О нем гадали, спорили, одни с паническим ожиданием говорили о последнем шансе, а другие хладнокровно ждали. Наконец, стало известно, что по итогам встречи намечен проект совместного документа, содержание которого не разглашается: «Состоялись их конструктивные и содержательные, субстантивные переговоры», - загадочно прокомментировал пресс-секретарь президента РФ Дмитрий Песков. Переговоры продолжились 8 февраля в ходе телефонного разговора на высшем уровне в «нормандском формате». В понедельник 9 февраля Меркель планировала встретиться с Обамой.

 

Факт переговоров в Москве уже сам по себе являлся знаковым и важным достижением, хотя тогда казалось маловероятным, что блиц-визит и челночная дипломатия Олланда и Меркель может дать окончательное, конечное, завершающее решение в критической ситуации на Украине, даже в плане военного противостояния Киева и ополчения. С другой стороны, возникла надежда на то, что новая инициатива по мирному урегулированию в Донбассе, согласованная в Киеве с Президентом Украины Петром Порошенко, может быть эффективной как градуальный, последовательный, пошаговый процесс. В данном случае, речь могла идти только о конкретном шаге, требующем неотложных решений, не хватая звёзд с неба, а именно, о полном прекращении огня. Сперва нужно было прекратить огонь, зафиксировать ситуацию, чтобы она не соскользнула в новый виток войны. И уже потом заниматься более долгосрочными решениями и достижением высоких результатов. Естественно, этот шаг являлся бы тактическим, прежде всего, для Киева, который, в очередной раз поверив в свою мощь, хотел поставить точку в противостоянии очередным блицкригом, конечным ударом, консумматорным актом, наступая, на деле, на одни и те же грабли (на этот раз это был Дебальцевский котёл). Итак, надо было спасаться из Дебальцевского котла – и на подмогу поспешил Джон Керри, который заговорил в куда более миротворческом тоне и даже пожурил Порошенко в связи с обещанным Донбассу статусом.

Кроме того, этот шаг являлся более чем тактическим для Меркель и Олланда, которые сыграли свою стремительную партию, чтобы, с одной стороны, опередить безрассудные действия США, а с другой стороны – вмешаться в поворотный момент в критической ситуации, чтобы не только добиться тактического результата, но и заложить фундамент для более долгосрочных решений. Прежде всего, им надо было остановить активные действия ополчения, которое снова перехватило инициативу и готово было развить свой успех, что ставило Киев на грань поражения.

Таким образом, европейские лидеры пытались не только предотвратить опасное развитие ситуации, но и создать основу для градуального разрешения. Меркель понимала, что если Америка пойдет по пути летального вооружения Украины, то ситуация может стать вообще летальной из-за ужасного ответа, который может дать Путин (см. её выступление). Она, которая вначале ошибочно приписывала Путину дереализацию, то есть утрату чувства реальности, теперь начала верить в слова российского президента о том, что нет военного решения этих проблем – то есть, Киеву не удастся решить проблему ДНР и ЛНР военным путем. Другими словами, это означало, что Россия не даст такой возможности, моментально восстанавливая баланс противодействующих сторон.

Надежда на конечное, одномоментное решение кризиса на Украине, которую питал и, видимо, продолжает питать американский истеблишмент под давлением дорвавшихся до власти правых и с рекомендацией бывших государственных сотрудников, является иллюзорной. Она иллюзорна, потому что они надеются на то, что, наконец, напуганный Путин им скажет нечто вроде: «Я сдаюсь, сообщите условия». Подобные ожидания и прогнозы являются неадекватными и ошибочными. Они могут строиться лишь на собственной переоценке и на нежелании смотреть на проблему в системе координат оппонента.

Итак, одномоментного, конечного решения проблемы нет, более того, её вообще нельзя решить военным путем. Необходимо было делать последовательные шаги и, притом, своевременно, не упуская благоприятный момент. Нужно было учитывать, что если Россия окажется прижатой в угол (а до этого еще далеко), то она просто перешагнёт красную черту, за которой будут другие правила игры, правила экстремальных решений. В экстремальной ситуации всегда важно исходить из теории малых решений, для того чтобы достигать больших результатов в отсроченной перспективе. Малые решения должны быть своевременными. Здесь надо отдать должное Олланду и Меркель за их блиц-визит и переступание своих амбиций для достижения неотложного шага по прекращению боевых действий, хотя он и не даёт окончательного решения.

Для того чтобы прекращение боевых действий действительно стало шагом на пути разрешения кризиса, нужно чтобы оно сопровождалось отводом тяжелого вооружения на безопасную дистанцию. Таким образом, нужно не просто прекращение боестолкновений на время, а создание дистанции, зазора между воюющими сторонами, чтобы удерживать их от военного соприкосновения. Конечно, здесь возникала проблема нейтральной зоны и способа контроля этой территории для предотвращения контакта сторон. Но это не означало, что надо подвесить конфликт и перевести его в тлеющее состояние. Нужна была конструктивная отсрочка и остановка деструкции. Тогда этот пространственный зазор как необходимое условие прекращения боёв можно было бы превратить в темпоральный, временной зазор, который, в свою очередь, можно было затратить на решение более сложных вопросов, стоящих за кризисом. Разняв стороны посредством пространственного разрыва или дистанции, нужно было обеспечить действующим сторонам медиацию, посредничество или ввод миротворческих сил, разъединяющих стороны, а для этого отказаться от шальных весенних ожиданий.

Отвечая на вопрос агентства Рейтер о возможном успехе представленной мирной инициативы Меркель и Олланда, Порошенко ответил: «Да». При этом он выразил надежду на то, что план будет способствовать «установлению большей безопасности в Европе». Тем временем в Мюнхене, отвечая на вопрос американского сенатора, имеет ли смысл поставлять Киеву хотя бы оборонительное вооружение, Меркель жёстко сказала, что «этот конфликт невозможно решить военным путем» и что она не может представить себе ситуацию, когда в результате поставок Киеву оружия Путин придет к выводу, что «да, я проиграл этот конфликт». «Мы еще не знаем, добьемся ли мы успехов, но я считаю, что этот визит имел смысл», - сообщила канцлер Германии. Издание «Bild» посчитало, что сам факт поездки Меркель и Олланда в Москву свидетельствует о том, что Путин победил. Я не согласен с этим: вопрос не в победе! Победило благоразумие и способность критически оценивать критическую ситуацию! То, что я назвал благоразумием, конечно, в большей степени, основано не на стремлении к благу сторон, а на всевозможных угрозах, страхах, беспомощности, трезвых расчётах. Конечно, опасно пытаться загонять в угол ядерную державу, да и непонятно, какие еще санкции надо применять, не переступая последние границы.

В экстремальной ситуации никогда не надо ждать чудес, впадать в заблуждение, иллюзии мышления и следовать иррациональным предубеждениям. Нужен диалог. К тому же, даже наилучшее решение в ситуации отдельного военного противостояния не решает глобальный геополитический конфликт. Поэтому, достигнув быстрых решений, необходимо быть готовым к более долгосрочным решениям и медленным процессам. В экстремальной ситуации при принятии решений надо сочетать медленные и быстрые процессы и правильно соотносить их с отсроченными и долговременными результатами.

Нормандский формат ожидания мира: между пессимизмом и оптимизмом. Не успела челночная миссия зародить надежду, оптимизм, настроить людей на хорошее, мирное, как буквально на следующий день в Мюнхене в бочку оптимистического меда то один, то другой мировой деятель стал добавлять свою ложку дегтя. Меркель была за мир, против летального оружия, но лоббировала Порошенко. А Порошенко, как кудесник или фокусник, неуверенно продемонстрировал несколько российских паспортов, невесть откуда появившихся, чтобы пожаловаться на соседа и «выцыганить» оружие для защиты всего мира. А Байден, войдя в воинственный раж, впал в логическую ловушку, заявив, что они за мирное решение, но надо вооружать Украину. Псаки, как всегда в своем духе, заявила, что она тоже за мир, но надо вооружать Украину. Лаврова хотели осмеять серьезные дяди, но он как хороший психотерапевт дал им дельный совет. Кроме того, им напомнили о предупреждении Путина в 2007 году в Мюнхене о кризисных проблемах в системе международных отношений. Всё это создало пеструю эмоциональную смесь, в том числе, из оптимизма и пессимизма, и размывало вектор направленности на мир. Но, как говорится, дорогу осилит идущий.

От челночной миссии Меркель-Олланда с Путиным многие ждали пусть не чуда, но окончательного, завершающего, терминального решения. Запад и согласные с ним считают, что в системном кризисе вокруг Украины виноват Путин, то он и может его решить. Его хотят принудить отказаться от плохого поведения. Если он откажется, то полагают, что можно заключить мир в Украине, завершить войну. Этому терминальному решению мы противопоставили градуальное: Путин же не Аллах или Бог милосердный, а кризис системный. И поэтому никто не сможет одним взмахом волшебной палочки создать мир или еще что-нибудь – требуется последовательность шагов, которая сочетала бы в себе медленные и быстрые решения. Надо было быстро остановить боестолкновения и переходить к решению долговременных задач. Поэтому не надо ожидать волшебных решений – формируется перспектива: на тот момент уже состоялся телефонный разговор для подготовки живой конструктивной встречи: «Хотел бы проинформировать вас о том, что только что я закончил разговор с коллегами из Киева, Берлина и Парижа в так называемом «нормандском формате». Мы договорились о том, что постараемся организовать встречу в таком же формате между главами государств и правительств в Минске, будем ориентироваться на среду, если к этому времени удастся согласовать ряд позиций, которые мы в последнее время интенсивно обсуждали», - заявил Путин в воскресенье на встрече с Президентом Белоруссии Александром Лукашенко.

А был ли ультиматум? Тем временем, в СМИ появлялись слухи об ультиматуме, якобы поставленном Владимиру Путину Ангелой Меркель, на что последовало немедленное официальное опровержение Кремля: «До сих пор ни у кого не получалось говорить с Путиным на языке ультиматумов», - прокомментировал ситуацию Дмитрий Песков.

Тайная дипломатия рождает много догадок, измышлений и инсинуаций. На Меркель в тот момент все смотрели очень пристально и с большими ожиданиями. Как субъект активной медиации, она оказалась под давлением всех заинтересованных сторон. Я не знаю, как они общаются между собой с глазу на глаз или когда собираются небольшими группами. Но мы услышали от Меркель очень твердое мнение – что воздействовать на Путина, вооружая Украину, невозможно. Более того, такой шаг создал бы раскол в самом ЕС, что соответствует интересам Путина. Поэтому тут трудно понять, кто что хочет и кому что выгодно в политическом смысле. В гуманистическом, человеческом смысле ясно, что пора прекращать все это безобразие. Кстати, об угрозах Путину Обамой в телефонном разговоре накануне Минска писали иностранные СМИ. Видимо, речь идёт о любви Обамы к миру, не брезгуя при этом угрозами в смысле платы. Обама меркантилен даже в вопросе угроз...

Обама и летальность. Обама заколебался? Барак Обама тем временем выразил опасение, что при возможных поставках летального оружия из США на Украину оно может попасть «в чужие руки». Его слова в понедельник, 9 февраля, приводит Reuters: «Можем ли мы быть уверены, что летальное вооружение, поставленное на Украину, будет использовано должным образом, не попадет в чужие руки, не приведет к более агрессивным действиям, которые жители Украины не смогут перенести? И к какой реакции это приведет, не только со стороны сепаратистов, но и русских?» - сказал Обама после встречи в Вашингтоне с Ангелой Меркель.

Свою точку зрения о том, что Барак Обама и Ангела Меркель в ходе совместной пресс-конференции пытались представить единый фронт против России, однако, между строчками просматривались два разных подхода к вопросу о поставках боевого оружия Киеву, выразил корреспондент телекомпании CNN Джим Акоста: «Меркель высказалась резко против подобных поставок, а Обама все еще сохраняет подобную возможность», — отметил он. По словам журналиста, по итогам пресс-конференции многие в конгрессе США, ожидавшие, что Вашингтон будет поставлять большие партии оружия Киеву, будут разочарованы тоном американского президента. Путин обыграл этих двух лидеров в том смысле, что Обама и Меркель придерживаются на данный момент противоположного мнения по столь важному вопросу, как возможные поставки боевого оружия Киеву», заключил корреспондент, освещающий для CNN Белый дом. Угроза поставок летального оружия на Украину использовалась для психологического давления на Путина.

Конфликт носит «матрёшечный характер»: кризис на Украине находится внутри более широкого кризиса сдерживания. Обратимся к точке зрения Президента России Владимира Путина, который в интервью ТАСС сообщил следующее: «Посмотрите на нашу тысячелетнюю историю. Только поднимемся, сразу надо Россию немножко подвинуть, поставить на место, затормозить. Теория сдерживания, сколько лет она существует? Кажется, что возникла в советские времена, хотя ей сотни лет. Но мы не должны нагнетать, драматизировать. Надо понимать: мир так устроен. Это борьба за геополитические интересы, а за ними - значимость страны, ее способность генерировать новую экономику, решать социальные проблемы, улучшать жизненный уровень граждан. У нас совсем не агрессивная позиция. Но вот Соединенные Штаты, наши друзья американские…»

Вот как отвечал российский президент на другие вопросы корреспондента.

Вопрос о «наших друзьях»: «С этим никто не спорит, тем не менее, есть люди, которые могут не соглашаться с Вами в чем-то другом. Это ведь не означает, что они обязательно пятая колонна и враги?» Ответ: «Нет, конечно, нет. Однако это не значит, что нет людей, которые обслуживают иностранные интересы в России. Такие тоже есть. Это кто? Они используют во внутриполитической борьбе деньги, полученные от зарубежных государств, не брезгуют брать их».

Чаще всего критики говорят о коррупции: «Но сказанное не означает, что у нас нет коррупции. Мы сами о ней постоянно говорим. Думаю, это одна из очень серьезных проблем, которая досталась нам из прошлого. Когда администрация любого уровня считала, что может делать все, имея на это право, и никто не волен покушаться на ее полномочия и как-то контролировать. Потом добавилось то, что лишь усугубило ситуацию – непрозрачная приватизация. Это было ужасно, огромная ошибка! Задним числом мы все умны. Может, те, кто принимал тогда решения, многое сейчас выстроили бы иначе. Кстати, европейцы и в 90-е говорили: не нужно слушать американских экспертов. Но мы пошли по этому пути... Непрозрачная приватизация привела к тому, что люди подумали: ладно, если одним можно украсть у государства миллиарды, почему нам нельзя утащить что-нибудь подешевле? Почему тем можно, а этим нет?!»

В конце беседы были сказаны слова о силе и правде: «...Потому что мы правы. Сила в правде. Когда русский человек чувствует правоту, он непобедим. Говорю абсолютно искренне, не для красного словца».

 

Начало «нормандского марафона». Фотография показательно иллюстрирует инфантилизм Порошенко, с которым столкнулись другие участники нормандского формата. Что здесь можно сказать? Живенькое начало... Какой психологический накал! Да... Тут без суперхладнокровия обладателя 8-го дана Кёкусинкан и 9-го дана годзю-рю не обойтись! Да и Меркель-то какая молодец! Растёт...

Надежда – наш компас земной. Ценность достижения успеха зависит от надежды на успех. В чём смысл марафонного саммита? Ну, прежде всего в том, что молодцы лидеры, что выдержали этот необычный, тяжелый марафон и не разошлись, пока не достигли положительного результата – ценного успеха. Лукашенко не спал, держал свою вахту, обеспечивал пищевое подкрепление, даже подносил кофе участникам переговоров, лишь бы они договорились… В чем же ценность этого успеха, если с ходу не удается ни артикулировать его, ни ухватить чувством катартической разрядки геополитической, точнее, вселенской, тревоги? Позитив есть, и он в том, что, прежде всего, остановлено негативное спиралевидное развитие военного сценария. Но есть еще очень важная позитивная ценность: впервые за последний год лидеры держав, раздираемые противоречивыми чувствами, эмоциональным диссонансом, утратившие чувство со-причастности к чему-то более общему, объемлющему, нашли нехватающую общность, со-причастность и со-принадлежность в оптимистическом настрое, позитивном ожидании успеха, то есть экзистенциального успеха – успеха в решении дилеммы «быть или не быть». Мучались, мучались и решили быть – то есть, быть в со-бытии, совместном бытии в этом сложном многообразном мире. Вот этот трансцендентный позитивный настрой – иллюминация, просвет – дает не только облегчение, надежду, но становится хорошей психологической почвой, конструктивным контекстом, в котором можно достигнуть конкретных успешных результатов.

В геополитическом конфликте человечества имеет большое значение нахождение общечеловеческого психологического контекста: переживания общности судьбы. Общности судьбы, то есть общей направленности на общее будущее, общее существование, общее бытие, которое нужно достигнуть в общей, совместной синергейной работе. Позитив приходит туда, где его ждут. По словам Ангелы Меркель, теперь у нас есть проблеск надежды – ей вторит Франсуа Олланд, назвав результаты переговоров «лучом надежды».

Можно высветить ещё два невидимых, скрытых от журналистов и широкой общественности результата. Во-первых, в случае, если Украина, которая находится на грани дефолта, не подпишет мирное соглашение, МВФ отказывался дать ей многомиллиардный кредит, что неизбежно привело бы к обрушению экономики Украины. Второе невидимое психологическое значение состоит в том, что эта встреча зародила луч надежды в тёмном царстве геополитического кризиса и создала практику живого диалога, контакта, утраченного в ходе предыдущего разворачивания конфликта.

Заключение. 16 часов шли тяжёлые переговоры, разговоры, дискуссии, которые колебались, как маятник, то в одну, то в другую сторону. К утру, когда уже все ждали заключения мира, вдруг вышел Порошенко, заявивший, что ничего подписывать не будет. Путин сказал, что Порошенко не хотел непосредственного контакта с представителями Донецкой и Луганской областей. Но украинского президента перехватили Меркель и Олланд и пошли с ним о чём-то говорить, видимо, убеждать. Наконец, марафон завершился, и было принято главное решение. Специально обращу внимание на то, что Путин в последнее время вообще отказывался от участия в переговорах по урегулированию кризиса на Украине, считая, что это внутриукраинская проблема, а не проблема между Россией и Украиной. То, что он принял участие в этом марафоне, говорит не о том, что он изменил своё мнение о проблеме, а о том, что он решил участвовать в медиации, диалоге, в живом контакте для поиска путей решения, что имеет большое психологическое значение для создания базиса для конкретных политических решений. Важным конкретным результатом «нормандского формата» является то, что они решили неотложную задачу по прекращению боевых действий и отводу тяжёлой техники, созданию нейтральной зоны, которая станет основой для долговременных задач, оформленных в комплекс мер, в частности, конституционную реформу и контроль границ.

Психологический контакт. Изоляция, разрыв коммуникаций были выбраны Западом во главе с Обамой. Но саммит показал, что проблемы решаются только в живом человеческом, личном и личностном контакте. 16 часов личного контакта, особенно, в ночное время без сна, создали своеобразную кризисную психологическую интервенцию, в ходе которой люди сбрасывают маски и открываются в своей личности и личностной позиции. «Нормандский марафон» преодолел искусственную психологическую изоляцию Путина и создал плотный, живой человеческий контакт. Кроме того, «Нормандский формат» несёт в себе важное гуманистическое, общечеловеческое значение. Конфликту цивилизаций и столкновению культур противопоставляется диалог, взаимодействие цивилизаций и культур. Живой диалог восстановлен и начат вновь – и теперь, следуя Вектору Надежды, необходимо переходить от слов к делам.

 

В качестве приложения, приведем документы, принятые по итогам переговоров в «нормандском формате»:

 

Декларация Президента Российской Федерации, Президента Украины, Президента Французской Республики и Канцлера Федеративной Республики Германия в поддержку Комплекса мер по выполнению Минских соглашений, принятого 12 февраля 2015 года

Президент Российской Федерации Владимир Путин, Президент Украины Пётр Порошенко, Президент Французской Республики Франсуа Олланд и Канцлер Федеративной Республики Германия Ангела Меркель подтверждают полное уважение суверенитета и территориальной целостности Украины. Они твёрдо убеждены в безальтернативности исключительно мирного урегулирования. Они всецело готовы предпринять любые возможные меры как по отдельности, так и совместно в этих целях.

В этом контексте лидеры одобряют Комплекс мер по выполнению Минских соглашений, принятый и подписанный в Минске 12 февраля 2015 года всеми, кто также подписал Минский протокол от 5 сентября 2014 года и Минский меморандум от 19 сентября 2014 года. Лидеры будут вносить вклад в этот процесс и использовать своё влияние на соответствующие стороны, чтобы способствовать выполнению этого Комплекса мер.

Германия и Франция окажут техническую поддержку для восстановления сегмента банковской системы в затронутых конфликтом районах, возможно, путём создания международного механизма для содействия осуществлению социальных выплат.

Лидеры разделяют убеждение в том, что укрепление сотрудничества между Европейским Союзом, Украиной и Россией будет способствовать урегулированию данного кризиса. В этих целях они поддерживают продолжение трёхсторонних переговоров между Европейским Союзом, Украиной и Россией по вопросам энергетики с тем, чтобы осуществить шаги в развитие «зимнего газового пакета».

Они также поддерживают трёхсторонние переговоры между Европейским Союзом, Украиной и Россией в целях выработки практического решения вопросов, вызывающих обеспокоенность России, в связи с выполнением Соглашения о глубокой и всеобъемлющей зоне свободной торговли между Украиной и Европейским Союзом.

Лидеры по-прежнему привержены идее создания общего гуманитарного и экономического пространства от Атлантики до Тихого океана на основе полного уважения международного права и принципов ОБСЕ.

Лидеры будут и впредь привержены выполнению Минских соглашений. С этой целью они договорились о создании контрольного механизма в «нормандском формате», который будет проводить встречи с регулярной периодичностью, как правило, на уровне старших должностных лиц, представляющих министерства иностранных дел.

 

Комплекс мер по выполнению Минских соглашений

1. Незамедлительное и всеобъемлющее прекращение огня в отдельных районах Донецкой и Луганской областей Украины и его строгое выполнение начиная с 00 ч. 00 мин. (киевское время) 15 февраля 2015 года.

2. Отвод всех тяжелых вооружений обеими сторонами на равные расстояния в целях создания зоны безопасности шириной минимум 50 км друг от друга для артиллерийских систем калибром 100 мм и более, зоны безопасности шириной 70 км для РСЗО и шириной 140 км для РСЗО «Торнадо-С», «Ураган», «Смерч» и тактических ракетных систем «Точка» («Точка У»):

- для украинских войск: от фактической линии соприкосновения;

- для вооруженных формирований отдельных районов Донецкой и Луганской областей Украины: от линии соприкосновения согласно Минскому меморандуму от 19 сентября 2014 г.

Отвод вышеперечисленных тяжелых вооружений должен начаться не позднее второго дня после прекращения огня и завершиться в течение 14 дней.

Этому процессу будет содействовать ОБСЕ при поддержке Трехсторонней Контактной группы.

3. Обеспечить эффективный мониторинг и верификацию режима прекращения огня и отвода тяжелого вооружения со стороны ОБСЕ с первого дня отвода, с применением всех необходимых технических средств, включая спутники, БПЛА, радиолокационные системы и пр.

4. В первый день после отвода начать диалог о модальностях проведения местных выборов в соответствии с украинским законодательством и Законом Украины «О временном порядке местного самоуправления в отдельных районах Донецкой и Луганской областей», а также о будущем режиме этих районов на основании указанного закона.

Незамедлительно, не позднее 30 дней с даты подписания данного документа, принять постановление Верховной Рады Украины с указанием территории, на которую распространяется особый режим в соответствии с Законом Украины «О временном порядке местного самоуправления в отдельных районах Донецкой и Луганской областей» на основе линии, установленной в Минском меморандуме от 19 сентября 2014 г.

5. Обеспечить помилование и амнистию путем введения в силу закона, запрещающего преследование и наказание лиц в связи с событиями, имевшими место в отдельных районах Донецкой и Луганской областей Украины.

6. Обеспечить освобождение и обмен всех заложников и незаконно удерживаемых лиц на основе принципа «всех на всех». Этот процесс должен быть завершен самое позднее на пятый день после отвода.

7. Обеспечить безопасный доступ, доставку, хранение и распределение гуманитарной помощи нуждающимся на основе международного механизма.

8. Определение модальностей полного восстановления социально-экономических связей, включая социальные переводы, такие как выплата пенсий и иные выплаты (поступления и доходы, своевременная оплата всех коммунальных счетов, возобновление налогообложения в рамках правового поля Украины).

В этих целях Украина восстановит управление сегментом своей банковской системы в районах, затронутых конфликтом, и, возможно, будет создан международный механизм для облегчения таких переводов.

9.  Восстановление полного контроля над государственной границей со стороны правительства Украины во всей зоне конфликта, которое должно начаться в первый день после местных выборов и завершиться после всеобъемлющего политического урегулирования (местные выборы в отдельных районах Донецкой и Луганской областей на основании Закона Украины и конституционная реформа) к концу 2015 года при условии выполнения пункта 11 – в консультациях и по согласованию с представителями отдельных районов Донецкой и Луганской областей в рамках Трехсторонней Контактной группы.

10. Вывод всех иностранных вооруженных формирований, военной техники, а также наемников с территории Украины под наблюдением ОБСЕ. Разоружение всех незаконных групп.

11. Проведение конституционной реформы в Украине со вступлением в силу к концу 2015 года новой конституции, предполагающей в качестве ключевого элемента децентрализацию (с учетом особенностей отдельных районов Донецкой и Луганской областей, согласованных с представителями этих районов), а также принятие постоянного законодательства об особом статусе отдельных районов Донецкой и Луганской областей в соответствии с мерами, указанными в примечании[1], до конца 2015 года. (См. примечание.)

12. На основании Закона Украины «О временном порядке местного самоуправления в отдельных районах Донецкой и Луганской областей» вопросы, касающиеся местных выборов, будут обсуждаться и согласовываться с представителями отдельных районов Донецкой и Луганской областей в рамках Трехсторонней Контактной группы. Выборы будут проведены с соблюдением соответствующих стандартов ОБСЕ при мониторинге со стороны БДИПЧ ОБСЕ.

13. Интенсифицировать деятельность Трехсторонней Контактной группы, в том числе путем создания рабочих групп по выполнению соответствующих аспектов Минских соглашений. Они будут отражать состав Трехсторонней Контактной группы.

Примечание:

Такие меры в соответствии с Законом «Об особом порядке местного самоуправления в отдельных районах Донецкой и Луганской областей» включают следующее:

- освобождение от наказания, преследования и дискриминации лиц, связанных с событиями, имевшими место в отдельных районах Донецкой и Луганской областей;

- право на языковое самоопределение;

- участие органов местного самоуправления в назначении глав органов прокуратуры и судов в отдельных районах Донецкой и Луганской областей;

- возможность для центральных органов исполнительной власти заключать с соответствующими органами местного самоуправления соглашения относительно экономического, социального и культурного развития отдельных районов Донецкой и Луганской областей;

- государство оказывает поддержку социально-экономическому развитию отдельных районов Донецкой и Луганской областей;

- содействие со стороны центральных органов власти трансграничному сотрудничеству в отдельных районах Донецкой и Луганской областей с регионами Российской Федерации;

- создание отрядов народной милиции по решению местных советов с целью поддержания общественного порядка в отдельных районах Донецкой и Луганской областей;

- полномочия депутатов местных советов и должностных лиц, избранных на досрочных выборах, назначенных Верховной Радой Украины этим законом, не могут быть досрочно прекращены.

 

Документ подписали участники Трехсторонней Контактной группы:

Посол Хайди Тальявини

Второй Президент Украины Л.Д. Кучма                                      

Посол Российской Федерации на Украине М.Ю. Зурабов                                                             

А.В. Захарченко

И.В. Плотницкий


Фото: Пресс-служба президента России

Фото: портал Slon.ru


Вернуться назад