Deprecated: preg_replace(): The /e modifier is deprecated, use preg_replace_callback instead in /home/j/jamalo3m/moslezgi.ru/public_html/engine/modules/show.full.php on line 308 НКА «Московские лезгины» > Версия для печати > М.Ш.Магомед-Эминов: «Раскол на пути к единению: что делать?»


Главная > Новости, Статьи, Рубрика - Новости, НКА «Московские лезгины», Общество > М.Ш.Магомед-Эминов: «Раскол на пути к единению: что делать?»

М.Ш.Магомед-Эминов: «Раскол на пути к единению: что делать?»


12.01.2017, 02:34. Разместил: Admin

М.Ш.Магомед-Эминов: «Раскол на пути к единению: что делать?»В этнокультурном пространстве лезгин и лезгиноязычных народов, живущих в Москве, намедни случилось парадоксальное и неординарное событие. Как всякое событие нашей жизни, оно может быть воспринято, интерпретировано и истолковано неодинаково. По-разному и по-своему оно может быть пережито и оценено. При всём разночтении и различии отношения и переживаний ясно то, что с ними надо справиться и совладать, что возможно только в диалоге и поиске приемлемых решений.

Два в одном. Это событие двулико: в одном и том же региональном пространстве, почти в одно и то же время (Московские лезгины объявили дем на 29 января, а ФЛНКА - уже после этого - назначили дем на 28 января), бок о бок, или, точнее сказать, фронтально друг другу, объявлены два танцевальных мероприятия – названные в своё время Московскими общелезгинскими демами. «Ну, и что с того?» - скажете вы. – Так это же хорошо – целых два общемосковских лезгинских дема! Да и пусть их будет еще больше – ведь хорошо же, когда люди веселятся и радуются…» Я тоже вначале отнесся к этому именно с таким позитивом, пока мне не стало известно, мягко говоря, о напряжённых, или даже о конфронтационных отношениях как между потенциальными участниками демов, так и внутри небольшой группы организаторов московских демов – активистов Московских лезгин. Более того, сама тема стала уже тянуть на рубрику «Скандалы, интриги, расследования». Так как мне по роду моей профессиональной деятельности в течение десятков лет приходится заниматься всевозможными кризисами, конфликтами, коллизиями, экстримом, деструктивностью человеческого поведения, человеческим сумасшествием – то я решил, что такого рода проблемы нельзя подавлять и умалчивать, а наоборот, они должны быть ясно артикулированы и проговорены.

Смешение федерального и регионального жанров. Вернёмся к сакраментальному событию – появлению двух общемосковских демов в одном пространстве и почти в одно и то же время. Один дем для московских лезгин традиционно проводит НКА «Московские лезгины», которая и была создана на волне организации московских общелезгинских демов, ставших ее визитной карточкой, основой исходного бренда. Другой московский дем на той же региональной площадке впервые проводит федеральная организация – ФЛНКА, одним из учредителей которой является НКА «Московские лезгины», входящая таким образом в ее состав. В результате удвоения сущностей вырождается сам жанр общелезгинского дема как этнокультурного интегрирующего феномена – события городской жизни, превращаясь в заурядную общепитовскую развлекательную программу, отличающуюся только бюджетом – «на широкую ногу» или «low-budget».

История Московских общелезгинских демов. Для более объективного понимания возникшей проблемы напомню, что Московские лезгины проводили демы всегда – с момента своего создания и даже раньше. Первый московский общелезгинский дем был организован активом Московских лезгин в кафе «Лоза» 27 марта 2005 года (за год до официальной регистрации). Кроме московских общелезгинских демов, проводились ещё так называемые мини-демы. А ФЛНКА с момента своего создания – с 1999 года и до сих пор – никогда не проводила ни в Москве, ни в других регионах, никаких общелезгинских демов как регионального культурного феномена, потому что она действовала в иных, более высоких эшелонах активности. Проводит сейчас дем впервые – ну, молодцы, конечно. Однако тут возникла заковырка: действовать они стали уж больно нахраписто и директивно, без какого-либо политеса – диалога и координации. Никакого координирующего непосредственного контакта с Московскими лезгинами ни до анонса, ни после анонса не было. Учитывая, что мы планировали дем Московских лезгин аж с ноября, приурочивая к концу декабря Новый год и юбилей «Московских лезгин», потом перенесли на конец января, и об этом было сообщено 19 декабря на заседании Совета Московских лезгин, а также активу Московских лезгин. Намерение было ещё раз подтверждено 30 декабря на встрече с активистами. Впрочем, Бог с ними, дело не в цифрах… Дело в позиции и позициях и в следующих из них поведении и поступках.

Проблематичность проведения двух общелезгинских демов станет ясной, если учитывать определённое разделение сфер деятельности на московской площадке, в соответствии с Уставом «Московских лезгин» (регион деятельности автономии – г.Москва). А как же обстоит дело с ФЛНКА? В Уставе ФЛНКА пишется, что г.Москва является местом, где находятся постоянно действующие органы этой федеральной организации. Это пока пассив, а не актив, и не задаёт никакую деятельность. А как звучит буква и дух закона о смысле деятельности федеральной организации? Цитирую устав ФЛНКА: «…сохранение и развитие культуры посредством создания и организационно-финансовой поддержки соответствующих структур…». В таком случае, она должна была оказывать организационно-финансовую поддержку региональному подразделению в реализации своей уставной деятельности, а не чинить ей препоны и усложнять жизнь, создавая альтернативу. Да и сама этнокультурная практика с момента создания этих организаций была чётко очерчена и дифференцирована друг от друга – тем самым она была адекватно соотнесена друг с другом и взаимосвязана. Одни боролись за миссию лезгин, отстаивали их права как разделённого народа, выполняя, в том числе, представительские функции на разных уровнях представительств. Другие – организовывали общелезгинские демы, танцевальные курсы, культмассовые мероприятия, образовательные программы и в этом формате взаимодействовали с Московским домом национальностей и Правительством Москвы. Кстати, в 2004 году Конституционный суд РФ прояснил, что на одной территории может существовать только одна региональная НКА. Другими словами, региональные мероприятия не могут множиться, согласно определению статуса НКА. В результате удвоения не мини-демов, а московских общелезгинских демов, получилась несуразица, смешение жанров и форм деятельности как соотносительно Уставов, так и соотносительно реальных культурных практик. Другими словами, происходит смешение и с точки зрения логики Уставов, и с точки зрения реально устоявшейся практики.

Единение посредством удвоения мероприятий, т.е. раскола. Симптоматичным в инновационной активности ФЛНКА является то, что она появилась со своим демом в пространстве московских общелезгинских демов с очень впечатляющим лозунгом единения. Лично я двумя руками «за». Кстати, по этому вопросу напомню, что основной идеей московских общелезгинских демов с самого начала их организации пионерами Московских лезгин являлась этнообъединительная роль в форме проведения совместного досуга молодежи лезгинского и родственных ему народов. Поэтому не надо тут представлять деятельность Московских лезгин как «танцульки», проводимые якобы для разрядки избыточной активности и не находящей выхода дурной энергии молодёжи, и противопоставлять ей вроде как «изысканные песнопения и духовные излияния». На общелезгинских демах, как известно, и танцуют, и поют – кроме того, они наполнены разнообразными играми, конкурсами и т.д. Притом демы являлись открытыми для всех национальностей, проживающих в России (по этому вопросу исчерпывающую информацию можно получить на сайте Московских лезгин). Вот это разделение московского общелезгинского дема на два дема, проводимых региональной московской и федеральной российской организацией под девизом единства, в действительности, является сепаративным симптомом. Симптоматическим в том смысле, что оно является чем-то, находящимся на поверхности, видимым признаком более глубокого, скрытого этнокультурного расстройства и кризиса. Постулируется единство, а на деле насаждается раскол: единство здесь появляется в овечьей шкуре, превращаясь на деле в свой антипод.

Лозунг «Садвал». Ничто так не греет душу лезгин как манифест единства – садвал. И напротив, нет ничего более характерного для большинства лезгинских деятелей и активистов, чем неуемное самомнение и комплекс собственного превосходства, исключительности и гигантомании, то есть, своеобразный этнокультурный нарциссизм, который благие намерения единства на деле превращает в раскол и погоню за собственными интересами. Наглядной иллюстрацией этой конфронтации, конфликта и раскола является бурное взаимодействие, происходящее в социальных сетях вокруг двуглавого дема. Там мы видим, что лозунг единения лезгин превращается в свой антипод: дескать, мы и только мы единственные и настоящие… «Этот дем правильный, а тот неправильный!», - кричит организатор «правильного» дема, показывая, таким образом, что речь идет не о единстве, а об альтернативе. Единство превращается в единственность, и снова в эту пресловутую исключительность и гигантоманию.

Два в одном создаёт, по Гегелю, противоречие и альтернативность. Поставив рядом с одним московским общелезгинским демом свой собственный дем под лозунгом единения, выстраиваются альтернативы, между демами взращивается альтернативность. До сих пор молодёжь ходила на московский общелезгинский дем, формируя практику этнокультурного единства, единения и толерантности. Теперь создана дилемма Буриданова осла: одних поставили перед мучительным выбором, какой из демов предпочесть, а других вогнали в стресс, заставили нервничать, беспокоиться, напрягаться. Ну, и как тут можно организовать полноценный дем в условиях подобной конфронтации и антирекламы?

Прагматика и амбиции активистов вокруг лезгинской тематики. Когда между региональной и федеральной организациями создаётся пространство расхождений (а оно возникло уже организацией гастролей театра), то в этом пространстве появляются активисты, которые предлагают федеральной организации свои услуги дублирования уставных видов деятельности региональной автономии. Это я понимаю: нередко активисты движимы прагматикой и сверх-амбициями, некоторые хотят превратить лезгинскую тематику в кормушку или карьерный плацдарм. Повторяю, я это понимаю как психолог, но не принимаю как человек, как личность.

Экономика и идеология. Как говорил Маркс: «Ищите за идеологией экономику». Идеологией является выражение экономических интересов там, где они есть. Прежде всего, демы требуют денег – бесплатно культурой никто не хочет заниматься. Я напомню, что в случае организации демов – чем больше бюджет, тем шире размах и выше амбиции. Оно и видно, если сравнить анонсы двух демов: пышного купеческого бизнес-дема, с одной стороны, и самодеятельного “low-budget” дема, с другой.

Теперь я сделаю сакраментальный ход. Если у ФЛНКА завелись деньги на культурно-массовую деятельность, если она ратует за единение, если «Московские лезгины» являются структурным подразделением ФЛНКА и если, согласно Уставу, деятельность ФЛНКА сводится в этом плане, цитирую: «…сохранение и развитие культуры посредством создания и организационно-финансовой поддержки соответствующих структур…» - то не будет ли культурным решением спонсирование федеральной организацией регионального подразделения, чтобы оно провело на территории собственной уставной деятельности столько демов, на сколько будет достаточно бюджета? Можно хоть в один день провести несколько демов в разных регионах Москвы – разного жанра, разными группами активистов Московских лезгин. Тогда и будет правильным решение, когда региональная НКА осуществляет свою уставную деятельность при содействии ФЛНКА. Также ФЛНКА может содействовать проведению демов в Ярославле и других региональных подразделениях. А в те регионы, где нет региональных автономий (в Магадан, например), ФЛНКА может делегировать наиболее активных работников центрального аппарата или какую-нибудь активистку – в данном случае без юмора не обойтись.

Ещё один важный момент, дамы и господа: Московские лезгины являются общественным объединением и занимаются общественной деятельностью – поэтому ни председатель, ни члены Совета, ни активисты, ни секретарь председателя не получают никаких зарплат, премий или дивидендов – каждый работает по доброй воле. А так ли это у других? Наконец, на одном из важных заседаний Московских лезгин, было принято решение выключить из состава Совета Московских лезгин всех членов, которые имели финансовый интерес и выгоды в лезгинской тематике. В завершение, говоря о единстве, отмечу, что на роскошный дем приглашены многие руководители региональных автономий, а вот саму лезгинскую региональную московскую автономию демонстративно и с вызовом проигнорировали. Как говорится: «Мы не обижаемся, но делаем выводы».

Резюмируя ситуацию, отмечу, что возникшая проблема не проблема отношений с активистами, даже не проблема демов, дат, территорий – это проблема разграничения деятельностей региональной и федеральной структуры, в соответствии с их Уставами, для их координации, единения и осуществления единой миссии (этот вопрос станет предметом специального обсуждения). Каждый действует самостоятельно, но совместно. Для этого культура диалога должна быть главной в деле решения личных и общественных проблем. В заключение я проведу мысленный эксперимент. Спрошу у себя сам или же попрошу спросить вас: "Если ФЛНКА назначила бы дату проведения дема раньше вас на 28 января, Вы бы назначили дем Московских лезгин на 29 января?" И я отвечу: однозначно, нет, не назначил бы. Я не настроен конфронтирующе. Как стало возможным в ФЛНКА и на каком уровне приняли такое скандальное, однозначно конфронтирующее и неадекватное решение – я не знаю. Но сомневаюсь, что высшее руководство было своевременно и полноценно информировано об этой ситуации. Продолжение следует...


Вернуться назад