• 0

Поздравляем вас с весенним праздником Яран Сувар, дамы и господа, дорогие друзья и земляки!

 
 

 

Яран Сувар является нематериальным культурным наследием лезгинского народа. Он является не только одним из любимых праздников, но и служит важной образующей этнической идентичности лезгин. Яран Сувар – лезгинский праздник Нового года, олицетворяющий оживление, обновление и возрождение всего живого: природы, жизни, нас самих, нашей души. Яран Сувар пришёл к нам из глубины веков, знаменуя наступление весны, начало нового года, нового природного и календарного цикла, обновление и возрождение всего живого, природы, человека и самого года. Он символизирует триумф жизни и света, победу весеннего тепла над зимней стужей, света над тьмой, жизни над смертью. Являясь праздником встречи весны, он символизирует цветение и плодородие. Все начинается заново, все обновляется, душа очищается...

 

Яран Сувар, а также Навруз (исходно «новруз» – новый день), празднуемый иранскими и некоторыми другими народами и имеющий общие корни с Яран Сувар, но отличный от него – привязаны ко Дню весеннего равноденствия. Астрономически весеннее равноденствие падает на 20 или 21 марта (в этом году – на 20 марта). Однако по григорианскому календарю равноденствие строго отнесено к 21 марта. Зороастрийский Навруз празднуется именно 21 марта и включён в Репрезентативный список нематериального культурного наследия человечества.

 

В лезгинских традициях Яран Сувар празднуют в новогоднем коде, то есть, в ночь с 21 на 22 марта. Исконно лезгины поздравляли друг друга с этим замечательным праздником салютами, фейерверками и угощали всевозможными яствами в ночь с 21 на 22 марта, а отмечали его 22 марта. Первый день Яр в лезгинской культуре – 22 марта, а ночь с 21 на 22 марта – это ночь Яр, Яран Йиф. Любопытно, что месяцы современного григорианского календаря, например, сентябрь, октябрь, происходят от слов «седьмой», «восьмой» и отсчитываются от марта, подтверждая своё происхождение от солярного календаря, начинающегося именно с марта, с сезонного круговорота.

 

Московские лезгины каждый год отмечают праздник Яран Сувар, организуя посвящённый ему праздничный вечер, концерт, дем. Однако в 2020 году праздничный концерт, посвященный Яран Сувар, был отменен буквально за неделю до празднования в связи с введением режима самоизоляции и ограничений проведения массовых мероприятий в г. Москва. Аналогичная же ситуация возникла в 2021 году, и мы вынуждены были отменить проведение концерта Яран Сувар 2021 в Москве в связи с ограничениями на проведение массовых мероприятий общественных объединений, которые предполагают соблюдение различных правил, нормативов и актов, не позволяющих проводить такое мероприятие непосредственно в концертном зале. В связи с этими требованиями к общественным объединениям эта ситуация аналогична проведению общегородского праздника Навруз в г. Москва, который как раз проводится в режиме ОНЛАЙН, так, что в концертном зале отсутствует зритель.

 

Насколько нам известно, в г. Махачкале был организован Яран Сувар, но требования, которые предъявляются в этих двух городах, не совпадают. Точно также, как не совпадает соблюдение гражданами превентивных социальных практик в условиях пандемии COVID-19. Далее, общественные мероприятия Московских лезгин нельзя сравнивать с коммерческими концертами, например, выступлением Государственного академического заслуженного ансамбля танца Дагестана «Лезгинка» в Москве в условиях 50-процентной наполняемости. Поэтому вопрос не о требованиях к помещениям, а о статусах коммерческого концерта и общественного мероприятия. Еще один момент, о котором стоит напомнить. Подобные коммерческие концерты, например, «Лезгинки», проходят примерно в то же время, когда мы проводим Яран Сувар, и практика показывает, что это сильно влияет на посещаемость соответствующих мероприятий. Создается своеобразная конкурентная среда и ситуация.


Загвоздка еще здесь в том, что мероприятие, которое мы проводим, является общественным и, соответственно, весь бюджет не покрывается сборами, и половина бюджета требует спонсирования. Это происходит еще по той причине, что артисты, которые приезжают со всей России и даже Азербайджана, требуют высоких гонораров, их надо обеспечивать билетами, размещением, трансфером, питанием. В совокупности все эти факторы создают достаточно сложные проблемы для общественных объединений, которые не имеют своих источников финансирования. Вся работа Мослезги проводится на общественных условиях. Приходится так подробно прояснять механизмы организации празднования Яран Сувар, так как вокруг этого очень много инсинуаций, измышлений и фантазий.

 

Однако есть и приятный момент, состоящий в том, что представители Московских лезгин и в этом году достойно будут представлены на общегородском праздничном концерте «Навруз», который состоится 21 марта в онлайн режиме (www.navruz.moscow). Выражаю глубокую благодарность всем, кто принимал активное участие в организации Навруз, особенно Лейле Агаризаевой, и хореографическим коллективам и их руководителям: Ансамблю танца Кавказа «Самур» (директор – Агаризаева Лейла Букаровна) и Хореографическому Ансамблю народного танца «Леки» (руководитель – Шейдабекова Анита Рахбаровна).

 

Яран Сувар и Навруз, являясь солярными праздниками (куда можно отнести также Масленицу и ряд других), имеют общие корни и соответствуют культурному коду производственного сельскохозяйственного сезонного цикла и круговорота оседлых народов. Яран Сувар, на наш взгляд, сохраняет и несёт в себе более ранние верования, связанные с возрождением и образом Ра. В то время как в праздновании Навруза этот же единый корень был обработан и встроен в зороастрийский монотеизм. Арабские народы не отмечают Навруз, не имеющий мусульманских корней. В то время как иранские и некоторые тюркоязычные народы его празднуют, хотя местное мусульманство не всегда смотрит на это с одобрением, а в некоторых странах на него даже наложен запрет. При этом напомним, что, по решению Генеральной Ассамблеи ООН, 21 марта объявлено Международным днём Навруз. Поэтому противопоставлять весенний праздник обновления исламским или христианским традициям, загоняя феномены Яран Сувар и Навруз в прокрустово ложе оппозиции языческого и монотеистического, неверно. Более того, Навруз возник в зороастризме, то есть, в монотеистической религии, которая по определению не является языческим верованием.

 

Оба праздника – и Яран Сувар, и Навруз – являются нематериальным культурным наследием и несут в себе общечеловеческий посыл к весеннему обновлению и возрождению. По-моему мнению, за возрождающей логикой Яран Сувар и Навруза находятся более глубокие основы психологической трансформации нашей души, символизируя диалектику противостояния света и тьмы, жизни и смерти, рождения и умирания, а также рекурсивности круговорота нашей души, или непрерывного изменения, оставаясь при этом самим собой.

 

С праздником!

 

 

 

Председатель Совета
РОО НКА «Московские лезгины»,

доктор психологических наук,
профессор МГУ имени М.В. Ломоносова

М.Ш. Магомед-Эминов





alert Информация
Посетители, находящиеся в группе Гости, не могут оставлять комментарии к данной публикации.



Московские лезгины » Общество » С весенним праздником Яран Сувар!