|
||
|
||
Н.А. Абдулгамидов преподаватель В конце ноября 2012 года делегация Федеральной лезгинской национально-культурной автономии (ФЛНКА) отправилась в Женеву – в штаб-квартиру Организации непредставленных народов (ОНН). Это в целом примечательное событие – принятие лезгинского народа в ОНН – осталось практически незамеченным: его затмила разгоревшаяся сразу после упомянутой поездки в Женеву дискуссия, связанная с флагом ФЛНКА...
|
|
||
|
||
Мы публикуем вторую статью Низами Абдулгамидова о символе «лунной повозки». После первой его статьи появился ряд публикаций на поднятую им тему, и разгорелись острые дискуссии. В предлагаемой вашему вниманию работе автор дает на них свой отклик, обобщает различные мнения, высказанные в ходе полемики, и продолжает отстаивать свою точку зрения, привлекая новые аргументы.
|
|
||
|
||
В век так называемого информационного состояния современной цивилизации и культуры является крайне важной выработка наиболее выразительной и гармоничной символики организаций: логотипов, эмблем, гербов, флагов и др. «Московские лезгины» также озадачены этой проблемой и пытаются создать свою адекватную символику, комбинируя образы солнца, гор, орла и пр. У ФЛНКА эта работа уже проделана и утвержден флаг с определенной символикой. В качестве символической формы использована гемма-печать Асвагена – одного из царей Кавказской Албании. Однако использование этой геммы в качестве лезгинского знака вызвало бурные дискуссии в лезгинских кругах. Мы публикуем статью одного из участников этой дискуссии Низами Абдулгамидова, который аргументирует свою позицию, делая обширные исторические экскурсы и привлекая разнообразные научные источники. Все эти дискуссии следует воспринимать позитивно как конструктивный вклад в символотворчество.
Центр связей с общественностью РОО «НКА «Московские лезгины»
|
|
||
|
||
|
|
||
|
||
Член Высшего совета Клуба лезгинских интеллектуалов, член совета РОО «НКА «Московские лезгины», старший преподаватель МФТИ Низами Абдулгамидов обсуждает ситуацию, сложившуюся вокруг «Союза лезгин России» и его президента Усмана Камберова.
|
|
||
|
||
«Все течет, все изменяется», - говорили древние. Поэтому речь вновь пойдет (конечно, в новых контекстах) о Союзе лезгин России и об истории с его президентом Усманом Камберовым, который, по информации СМИ и достоверных источников, арестован. Исходный вопрос рождает новые вопросы, на которые пока существует мало ответов – идет следствие. Исходное чрезвычайное событие обрастает все новыми подробностями. Не будем множить сущности, по совету Оккама, и мусолить происходящее в череде публикаций, а сведем известное из разных источников в один обобщенный текст.
|
|
||
|
||
Агванское письмо является протоязыком для современного лезгинского и других языков лезгиноязычной группы. Агванское, албанское письмо, в том числе, хуррито-урартская лексическая группа – выражение этого протоязыка. Агванский (иначе «гаргарейский») алфавит до сих пор окончательно не дешифрован. Предположительно, алфавит состоит из 52 букв. Именно агванская письменность стала прародителем современного удинского языка (лезгинская подгруппа нахско-дагестанских языков). Известный лезгинский ученый Мухаммед-Ариф Садыки в работе «Древняя история лезгин и античные письменные источники» (М.: Олимпия. 1996) пишет: «К I веку н.э. удины, вместе с другими родственными народностями, вошли в состав Албанского царства. Уцелевшие до настоящего времени в Закавказье немногочисленные удины говорят на языке, являющемся прямым потомком древнеалбанского (или иначе - «агванского») и входящем, согласно современной научной классификации, в лезгинскую подгруппу восточнокавказских языков … Несколько столетий государство Урарту не только политически доминировало на всем армянском нагорье, но и не могло не оказывать сильнейшего воздействия на все соседние родственные по языку племенные союзы и народности на обширных территориях между Черным и Каспийским морями. В этом его поистине эпохальное значение в сложной и многоэтапной истории протолезгинского этноса. Наличие же тесной преемственной связи хуррито-урартских и современных лезгинских языков можно продемонстрировать на множестве лексических примеров (наиболее показательные из них представлены в таблице)…».
|
|
||
|
||
Подобная постановка вопроса у кого-то может вызвать удивление – ведь психоанализ применяют к людям, у которых имеются психологические проблемы, страдания, мучения и прочие отклонения. «При чем здесь Яран-Сувар?» – спросите вы. А вот и ошибаетесь. Корпус психоанализа, кроме индивидуального анализа для трансформации личности человека, нуждающегося в этой работе, составляет также анализ социокультурных, экономических, политических, религиозных, мистических, мифологических и прочих феноменов. К нему можно добавить анализ художественной литературы, фильмов, а также произведений искусства.
|
|
||
|
||
В конце 2009 года все религиозные организации Азербайджана проходили перерегистрацию в Комитете по работе с религиозными образованиями, для чего должны были внести некоторые изменения в свои уставы. Ни одна из суннитских мечетей Баку процедуру не прошла, в том числе и старинная «Лезги миски» - Лезгинская мечеть. Последней в качестве одного из условий перерегистрации было поставлено требование заменить название с Лезгинской на Ашурбекскую. Представители государственной власти сняли с мечети табличку с историческим названием и забрали ее с собой. В феврале в ряде мусульманских СМИ, в том числе на портале IslamRF, появились публикации, касающиеся данной проблемы. Лезгинская общественность Москвы встретилась с председателем СМР Равилем Гайнутдином и выразила свою обеспокоенность происходящим. Опасения о нагнетании шиитско-суннитских конфликтов Равиль Гайнутдин передал в личной беседе главе Управления мусульман Кавказа Аллахшукюру Пашазаде, после чего табличку с извинениями мечети вернули. Однако на прежнем месте она так и не появилась. О том, как происходящее расценивают в Федеральной лезгинской национально-культурной автономии в беседе с президентом ФЛНКА Керимовым Арифом Пашаевичем.
|
|
||
|
||
В 2009 году в Азербайджане были приняты поправки в закон «О свободе вероисповедания», которые существенно ограничивают просветительскую и иную деятельность религиозных организаций по сравнению с его предыдущей редакцией. Согласно тому же закону, все мусульманские общины должны были пройти перерегистрацию в Комитете по раб оте с религиозными образованиями АР. Проблема в том, что данная перерегистрация включала также и внесения изменений в уставы религиозных организаций таким образом, чтобы уставы согласовались с ограничениями, отраженными в вышеуказанном законе. Этой теме посвящена статья «Лезги мечеть» в осаде. «Суннитский вопрос» в Азербайджане встает ребром», опубликованная Ислам.ру. Автор статьи ссылается на данные азербайджанского еженедельника «Настоящее время».
|