|
||
|
||
В конце прошлого года в Москве под грифом Института востоковедения РАН вышли книги, рассказывающие о двух выдающихся дагестанцах: исследование Мансура Кюреви о жизни и творчестве Етима Эмина и осуществлённый впервые русский перевод арабоязычного сочинения Гасана Алкадари «Диван ал Мамнун» о своей жизни и творчестве.
|
|
||
|
||
Представляем Вашему вниманию статью Н.А. Абдулгамидова и М.С. Гаджиева "К локализации крепости Билистан", опубликованную в №1 журнала "История, археология и этнография Кавказа" за 2019 год. Статья посвящена локализации крепости Билистан, которую осаждали арабские войска во главе с наместником Арминийи и Азербайджана Марваном ибн Мухаммадом весной 738 г. в период завоевательных кампаний на Восточном Кавказе и в которой укрывался царь лакзов Арбис ибн Басбас. Согласно информации в «Китаб ал-футух» («Книге завоеваний») Ибн Асама ал-Куфи, это укрепленное поселение располагалось в «стране лакзов» в среднем течении реки Самур. Авторы предлагают локализовать крепость Билистан (в переводе c персидского/татского – «место, поселение в низине») в районе лезгинского селения Куйсун (лезг. Къуйсун), которое имеет второе наименование Куюстан (лезг. Къуюстан)...
|
|
||
|
||
|
|
||
|
||
ПСИХОЛОГИЯ ЛЕЗГИН Мы вводим в деятельность НКА «Московские лезгины» новую рубрику, тему и проблему, которая возникала доселе не единожды в тех или иных видах, формах и ипостасях. Теперь мы будем интересоваться этой проблемой целенаправленно, прямо и непосредственно, понимая, что она имеет много аспектов, особое значение среди которых имеют следующие...
|
|
||
|
||
|
|
||
|
||
|
|
||
|
||
В последующем к Я.Яралиеву каким-то образом попали ещё фотокопии 49 страниц текста, написанного тем же алфавитом, что первая вышеупомянутая страница. В конечном итоге, в 1995 году в Махачкале была издана книга, где приводилась дешифровка всех 50 страниц упомянутого текста, этот текст был объявлен историческим источником, содержащим важные сведения по истории лезгин, и он был назван дешифратором вначале «Албанской книгой», а затем – «Алупанской книгой». Почему «алупанской»? Потому что в этой дешифрованной книге говорилось, что родоначальником племен, от которых произошли, по мнению дешифратора, лезгины, был некто «Алуп», о котором ни лезгины, ни мировая историография ничего до этой поры не слышали. Но в связи с этой дешифровкой среди определенных лезгинских кругов поднялся такой ажиотаж, что Нариман Османов – ректор Института «Юждаг» (г.Дербент), где работал дешифровавший «древний» текст профессор, в одном интервью публично заявил, что Ярали Яралиева, «который разгадал тайну древнеалбанской письменности, Ученый совет Института собирается представить на соискание Нобелевской премии»… С тех пор прошли 23 года. Не знаю, обсуждал или нет на своих заседаниях Нобелевский комитет «Алупанскую книгу», но зато знаю, что за эти долгие годы ни один специалист-лезгин, я уж не говорю о специалистах других национальностей, эту книгу всерьез не рассматривал. Даже сам Ярали Яралиев несколько лет назад упрекал одного лингвиста-лезгина, живущего в Германии, по поводу того, что после дешифровки им «Алупанской книги» «ни один лезгин-специалист по лезгинскому языку открыто не интересовался содержанием этой книги»...
|
|
||
|
||
Лакмусовой бумагой, диагностическим маркером, показателем состояния дел в геополитическом, цивилизационном столкновении Запада и Востока, своеобразным прогностическим тестом, куда все может идти в этом противостоянии, считали весну, точнее – март. Именно от марта многие ждут, выдюжит ли Россия. Выдержит ли она экономический прессинг, или её экономика рухнет в тартарары на радость недругам. Однако существуют и другие – идеологические, политические, оппозиционные – фантазмы, мечтания, надежды на расшатывание духовного состояния общества, на пробуждение мятежного, протестного настроя масс, на подстрекание к бунтам и революциям…
|
|
||
|
||
профессор МГУ М.Ш. Магомед-Эминов Сегодня, 15 февраля, в день вывода советских войск из Афганистана (1989 год), Владимир Путин провел встречу с представителями ветеранских организаций в загородной резиденции Ново-Огарёво. Именно с этого дня 26 лет назад на факультете психологии МГУ имени М.В.Ломоносова под моим руководством начался проект «ПТСР в СССР»...
|
|
||
|
||
профессор МГУ М.Ш. Магомед-Эминов
День всех влюблённых (14 февраля) уже стал общечеловеческим, культурным явлением – явлением любви в мире, в мире между людьми… Овеянный этим событием, я набросал некий психологический экспромт о любви, который действительно является экспромтом, а не тщательно продуманной публикацией… Тема любви сейчас стала особенно актуальной в связи с дискуссиями вокруг «50 оттенков серого». Естественно, на эту проблему я смотрю с научно-психологической, психоаналитической точки зрения, а не с этической, религиозной, обыденной или обывательской. Кроме того, данная тема подталкивает меня ввести специальную психологическую рубрику – научную и популярную, теоретическую и практическую, набросков и экспромтов, текстов и статей в той области, в которой осуществляется моя профессиональная деятельность.
|
|
||
|
||
|
|
||
|
||
Мы предлагаем вашему вниманию отрывки из дискуссий профессора МГУ М.Ш.Магомед-Эминова в социальных сетях Instagram и Facebook. Он доказывает, что нельзя упрощать ситуацию до выбора между террористом-мусульманином и карикатуристом-богохульником.
|
|
||
|
||
|
|
||
|
||
|
|
||
|
||
|
|
||
|
||
Н.А.Абдулгамидов, член Совета организации «Московские лезгины», преподаватель, г.Москва Есть в Дербенте улица, возможно, самая красивая, в центре города, с величественным памятником поэту Низами и парком его имени. Долго называлась она предельно просто – «Советская». При всей своей простоте это название символизировало собой значительную эпоху в мировой истории – советскую эпоху. Мир бренен, все реальное в этом мире имеет как начало, так и конец, и эта эпоха закончилась, но его символ в виде названия улицы в Дербенте оставался. Власти этого города то ли из-за понимания того, что название этой улицы – значимый символ великой эпохи для многих людей, то ли из-за того, что в «новой» эпохе не находилось приемлемой замены этому символу, долго не трогали это название. Но недавно ситуация изменилась...
|
|
||
|
||
Яран Сувар, который мы торжественно отпраздновали 21 марта, несёт в себе призыв к обновлению и начинанию нового. НКА «Московские лезгины», следуя этому зову, приступает к новому этапу своей деятельности и предлагает вашему вниманию статью профессора МГУ имени М.В.Ломоносова, председателя Совета НКА «Московские лезгины» М.Ш.Магомед-Эминова о насущных проблемах лезгинского народа. Автор очерчивает контуры научно-исследовательской программы «Лезгинские народы» и обсуждает актуальные этнокультурные и этнопсихологические вопросы, в том числе, проблемы адаптации наших земляков, значение Яран Сувар и лезгинки в становлении идентичности лезгин, проблемы молодёжи и мусульманской психологии и др.
|