• 0

Низами Абдулгамидов: "Концепция лезгинского флага"

Н.А. Абдулгамидов

преподаватель


В конце ноября 2012 года делегация Федеральной лезгинской национально-культурной автономии (ФЛНКА) отправилась в Женеву – в штаб-квартиру Организации непредставленных народов (ОНН). Это в целом примечательное событие – принятие лезгинского народа в ОНН – осталось практически незамеченным: его затмила разгоревшаяся сразу после упомянутой поездки в Женеву дискуссия, связанная с флагом ФЛНКА. В качестве символа на флаге, впервые обнародованном представителями ФЛНКА в этой поездке, оказалась так называемая «лунная повозка» – известная научному миру иранская символика. По мнению одних, она является символикой персидского сасанидского рода, а, по мнению других – она является символикой, восходящей к парфянскому роду Аршакидов и в дальнейшем видоизменной сасанидами. Как бы там ни было, исторический «шлейф», следующий за этим символом, очевиден и он, этот «шлейф», привёл к активному неприятию флага ФЛНКА некоторыми лезгинскими кругами, что было высказано многими в ходе развернувшейся дискуссии вокруг флага организации, в том числе, на её же сайте.

По поводу значимости этой дискуссии для лезгин есть различные мнения. По крайней мере, из неё можно сделать два основных вывода об отношении лезгинского общества к вещам, которые могли бы служить его символами. Во-первых, существенная часть лезгинского общества не хочет воспринимать какие-либо символы в качестве общелезгинских, какими бы они красивыми и оригинальными не были, если люди, предлагающие их, не могут объяснить смысл предлагаемых символов. Во-вторых, в лезгинском обществе существует ясно выраженный спрос на символы, которые могли бы поддерживать и укреплять чувство единства, особенно, в молодежной среде.

Также очевидно, что любой флаг, чтобы он воспринимался как общелезгинский флаг, должен символизировать что-то, что отличает лезгин от остальных народов, что подчеркивает нашу самобытность. Причем, это отличие может происходить как из прошлой истории нашего народа, так и из сегодняшних его устремлений.

Некоторые лезгины высказывают мнение, что знак, изображенный на флаге ФЛНКА, подчеркивает нашу самобытность, так как этот знак относится к Кавказской Албании, где жили наши предки, и другого знака, относящегося к этому периоду жизни нашего народа, мы не знаем. Другие лезгины считают, что, если и обращаться к образу Кавказской Албании, чтобы отстоять этнокультурную самобытность лезгин, то не нужно для этого использовать именно этот знак, так как есть основания полагать, что заимствование из истории именно этого символа нивелирует эту самобытность, подчеркивая вассально-союзную связь Аррана (Кавказской Албании) с сасанидским Ираном, как такой же знак в истории других народов подчеркивал такую же их связь с Ираном. Как бы там ни было, флаг ФЛНКА не был воспринят существенной частью лезгин как общелезгинский символ.

К тому же, само руководство ФЛНКА заявило, что флаг ФЛНКА является флагом этой организации, не претендующим на роль общелезгинского символа. Как говорится, каждая организация имеет тот флаг, который заслуживает…

При таких обстоятельствах, когда у лезгин сегодня нет общенациональных символов, но есть спрос на них, в повестку дня встает вопрос разработки концепции флага, который может быть воспринят как общелезгинский символ. Ниже мы приводим наши соображения и предложения по этому поводу, предназначенные для обсуждения.

 

1.Возможная цветовая гамма лезгинского флага.

Для начала определимся с общим кругом так называемых «сакральных» цветов лезгин. К счастью, эта работа была проведена до нас. ФЛНКА, объявив конкурс по созданию своей символики (герба и флага), определила, что «цветовая гамма должна быть выдержана в палитре сакральных цветов лезгин – белом, красном, синем, желтом и в их оттенках».

Очевидно, при создании лезгинского флага мы должны использовать именно эти лезгинские сакральные цвета из перечня,  приведенного ФЛНКА в условиях конкурса по созданию её символики. В рамках этого перечня необходимо, прежде всего, определиться с цветом, который на флаге лезгин должен символизировать наш народ. Разумеется, это должен быть тот цвет, которому лезгины отводят особое место в своей культуре. Из четырех перечисленных цветов лезгины выделяли и до сих пор особо выделяют один цвет. Этот цвет – красный. Чем это подтверждается? Отмечая главный праздник народа Яран Сувар, лезгины повязывали запястья всех членов семьи красными нитками, и такие же нитки повязывали на шеях и ногах всей живности в доме, говоря, что красный цвет защищает семью от всего плохого, так сказать, отгоняет от семьи все дурное. В представлении лезгин красный цвет защищает от всех невзгод, этот цвет – наш национальный оберег. О каком цвете ещё в лезгинской культуре говорится так конкретно – о его предназначении, о его значении для лезгин, как о красном цвете? Ни о каком больше. Следовательно, по нашему мнению, красный цвет вполне может и должен символизировать наш народ. Кроме того, этот цвет – символ борьбы лезгин за свою самобытность и цвет крови наших предков, пролитой в борьбе с захватчиками, символ благородства и отваги. К тому же, красный цвет и его оттенки – это те средства, с помощью которых чаще всего создавались и создаются основные рисунки и орнаменты лезгинских ковров, что тоже говорит об особом месте красного цвета в культуре нашего народа. Таким образом, красный цвет может быть определен как самый уместный цвет для символического представления нашего народа. Но, при этом, нужно учесть, что наши исторические земли ныне находятся в двух различных государствах, т.е. сегодня наш народ по месту происхождения делится на две части. Потому на флаге должны присутствовать два равновеликих участка красного цвета.

Что объединяет эти две части нашего народа, что есть в природе такого, что является общим для обеих частей нашего народа? Такой символ у нас всего один – наш священный Самур. Многие, не подумав, утверждают, что Самур нас разделяет. Это не так. Нас сегодня разделяет государственная граница, а Самур – это то общее и то единственное, что есть у обеих частей нашего народа, это материальный символ нашего единства, каким он был и в прошлом. Ни Шахдаг, расположенный в современном Азербайджане, ни Шалбуздаг, расположенный в современном Дагестане, а именно Самур есть осязаемый, материальный символ нашего единства. Потому синий участок флага, расположенный между двумя красными его участками и соединяющий их в единое целое, и может стать символом единения двух частей лезгинского народа на будущем флаге.

Следовательно, лезгинский флаг может представлять собой полотнище, на котором присутствуют два равновеликих красных участка, между которыми имеется синий участок. Если придерживаться современных представлений о флаге, то это может быть флаг с двумя одинаковыми красными полосами и расположенной между ними синей полосой. Вертикальность или горизонтальность полос, соотношение ширины синей полосы и ширины красных полос, прямое или иное начертание этих полос, наличие или отсутствие на стыке полос какого-либо узора с лезгинских ковров и прочее – это уже вопросы эстетики и геральдики, но не концепции. Важна основа: лезгинский народ, состоящий из двух равновеликих частей, объединенных общим достоянием – Самуром, можно изобразить двумя одинаковыми красными полосами с расположенной между ними синей полосой, возможно, волнообразной, символизирующей реку. И, кажется, такая раскраска лезгинского флага есть единственно возможный вариант, имеющий смысл и символизирующий лезгин сегодня и в прошлом. (С незапамятных времен Самур для лезгин был «серединной» рекой и потому имел в народе второе название – «Кьулан вацl» («Серединная река»)).

Определившись с общими принципами цветовой гаммы лезгинского флага, можно сказать, что такая модель флага может стать базовой «платформой» для создания флагов любых лезгинских организаций. На флаг с двумя красными полосами и синей полосой между ними можно нанести любой символ любой организации, и такой флаг будет флагом организации, позиционирующей себя в качестве лезгинского объединения.

 

2.Возможные символы на лезгинском флаге.

На флаги иногда наносят символы. Мы должны определиться в ходе публичной дискуссии с символами, которые могут служить именно лезгинскими.

И вновь считаем нужным сослаться на добротную изыскательскую работу в этом направлении, проведенную ФЛНКА. В условиях конкурса на создание своей символики, которую она объявляла на сайте, был определен круг основных символов, которые могут быть использованы при создании лезгинской символики: «Среди символов могут быть отмечены такие значимые для лезгин элементы, как солнце, орел, горы, река Самур, море». Здесь мимоходом отметим, что с предложенным ФЛНКА перечнем лезгинских символов мы согласны, хотя и считаем, что море не может быть символом, равнозначным остальным.

Итак, лезгинские символы – солнце, орел, горы, Самур и море. Про Самур мы писали выше при определении цветовой гаммы лезгинского флага. Что же касается моря, указанного ФЛНКА в качестве одного из символов лезгин, то море может быть указано на флаге в той или иной форме, если есть желание отметить, что земли лезгин простираются от гор и до моря. А так в истории и культуре лезгин море не играло практически никакой роли. К тому же, синий цвет, символизирующий Самур, можно считать относящимся и к морю.

Мы предлагаем обсудить более подробно оставшиеся три символа: солнце, орла и горы, с целью выявления причин, по которым эти символы должны быть включены в перечень лезгинских. Прежде всего, хотим сделать одну оговорку. Мы должны уважать память своих предков и потому не ударяться в споры по поводу того, какая религия в истории наших предков была более «правильной». Ко всей череде религий, которых придерживались наши предки, мы в XXI веке можем и должны относиться не столько как к религиям, сколько как к фактам лезгинской истории и составляющим лезгинской культуры, т.е. совокупности материальных и духовных достижений нашего народа.

Теперь мы можем перейти к обещанному подробному обсуждению трех символов. Начнем с орла. У многих специалистов есть мнение, что орёл был тотемной птицей для наших предков, т.е. они считали себя родственно связанными с орлом и, возможно, себя называли по его имени. По крайней мере, легенды о происхождении наименования нашего народа связывают с лезгинским словом «лекь» («орел»). Легенды наших соседей, например, грузин также связывают происхождение лезгин с орлами. При таких обстоятельствах изображение орла вполне подходило бы для символа, который может присутствовать на лезгинском флаге.

Второй символ, который играл важную роль в формировании лезгинского мироощущения – горы. Отношения лезгин к своим горам – это особые отношения. Основную свою гору лезгины долго называли гордым именем «Гъуцарин сув» («Гора богов»). И теперь лезгины с трепетом говорят о Шалбуздаге, о Шахдаге, о Ярудаге и о других лезгинских горах. Для лезгин родные горы – это символы родины. Ни у аварцев, ни у даргинцев, ни у лакцев, ни у кого из наших соседей (кроме прямых родственников – рутульцев, агулов и др.) нет такого отношения к своим горам, какое есть у нашего народа. Потому они не дают своим горам гордых названий, как лезгины, а дают названия типа «Ослиное Ухо», и потому названия своих гор даже они сами плохо знают, не говоря уже о неизвестности другим народам. Одним словом, изображение гор могло бы служить еще одним символом для флага лезгин.

Если вглядеться в глубины нашей истории и культуры, мы убедимся, что изображение солнца – не менее подходящий символ для лезгинского флага, чем изображения орла и гор. Солнце – главное божество в пантеоне наших предков. Вплоть до середины ХХ века в лезгинских селах ещё можно было наблюдать шумные процессии, посвященные Солнцу. Солнце для лезгин было началом всего. Нам повезло: сохранились изображения Солнца, нанесенные нашими предками на камни. Вот два примера таких изображений из ареола проживания лезгин (камень на левом фото обнаружен у с.Яргун):

     

Наши предки изображали Солнце как «вихревую розетку», у которой лучи были повернуты против часовой стрелки, и концы лучей были похожи на острые лепестки. Кроме лезгинской культуры, такие лепестки при изображении Солнца встречаются, как мы выяснили, только у талышей, только у них лучи Солнца повернуты по часовой стрелке. У наших предков число лучей в изображениях Солнца варьировалось от 6 до 22. С учетом того, что изображение Солнца означало ход времени, и того, что лезгинский народный календарь состоял из периодов, равных 15 дням, мы считаем, что при символическом изображении Солнца для наших целей лучше остановиться на варианте с 15 лучами.

Здесь еще хотелось бы подчеркнуть, что так называемая «вихревая розетка», возникла ещё до нашей эры как символ тех языческих религий, в которых поклонялись Солнцу. Но со временем она стала знаком, признаваемым и монотеистическими религиями, в том числе исламом. Для подтверждения этого утверждения мы приводим фотографию стеллы, находящейся на знаменитом мусульманском кладбище «Кырхляр» в Дербенте.

 

 

 Более того, главный праздник лезгин Яран Сувар тоже имеет непосредственное отношение к Солнцу. Он символизирует победу Света над Тьмой, дня над ночью. В этот день весеннего равноденствия люди радуются тому, что день стал длиннее, чем ночь – Солнце победило Тьму. Люди с ночи готовятся к утренней встрече предвестника Солнца – божества под названием «Яр». «Яр» у лезгин утром появляется в виде красной зари (отсюда в лезгинском языке однокоренные слова «яр» («заря») и «яру» («красный»)), поэтому наши предки считали красные нити частичками утреннего красного Солнца. В силу особенностей, связанных с законами рассеивания утренних солнечных лучей в толще атмосферы (синяя часть спектра солнечного света в утреннем небе рассеивается больше, чем красная), нашим предкам утреннее Солнце, с которым они связывали надежды на обновление жизни и её новое начало, представлялось красным. Они считали, что, повязывая запястье красной нитью, они несут на себе частичку «нового» Солнца. Именно поэтому наши предки относились к красной нити, символизирующей причастность носящего её к пробуждающемуся Солнцу, как к оберегу, защищающему  от всего дурного.

Таким образом, мы выделили три главных символа, которые могут быть нанесены на лезгинский флаг. Это изображения Орла, Гор и Солнца. Каждый из этих символов может присутствовать на лезгинском флаге, как по отдельности, так и в комбинациях с двумя другими символами – над этим ещё стоит подумать. С одной стороны, флаг народа должен подчеркивать его самобытность, поэтому наличие на флаге ряда символов дает о народе более цельное представление. Однако с другой стороны, флаг не может быть нагромождением символов – он должен быть легко воспринимаемым, поэтому на нем лучше изобразить минимальное количество символов, позволяющее идентифицировать народ…

На основе вышеприведенных рассуждений, мы считаем, что как пример возможного варианта можно рассматривать флаг, на котором между двумя горизонтальными одинаковыми красными полосами была бы синяя полоса той же ширины, что и красные полосы, и на синей полосе посередине флага было бы размещено изображение золотистого Солнца с закрученными против часовой стрелки 15-ю лучами с острыми концами-лепестками (как на камне, найденном у с.Яргун).

Вот таким по цветовой гамме и возможным символам мы видим лезгинский флаг. Но при этом подчеркнем, что к вышеизложенным собственным соображениям по поводу флага мы не относимся как к догмам. Изложение наших рассуждений следует воспринимать как приглашение к дискуссии. Мы понимаем, что, возможно, прав был знаменитый писатель Станислав Ежи Лец, говоривший, что одним и тем же мозгом думать и верить нельзя. Но, тем не менее, верим, что у лезгин много ещё «думающих мозгов», и потому обращаемся к лезгинам с просьбой высказать свои соображения по поднятой теме. Может быть, есть более уместные подходы к созданию лезгинского флага, чем те, которые приведены выше. В таком случае, мы просим привести и обосновать их. После обсуждения подходов к созданию лезгинского флага, его концепции, мы могли бы подвести итоги обсуждения. Кто знает, возможно, общими усилиями на этот раз мы создадим лезгинский флаг, узнаваемый и признаваемый большинством нашего народа?!





leki
Группа: Определённые
Комментариев: 5
25 февраля 2013 21:21
1


Почти согласен с Абдулгамидовым по варианту общелезгинского флага- "между двумя горизонтальными одинаковыми красными полосами была бы синяя полоса той же ширины, что и красные полосы, и на синей полосе посередине флага было бы размещено изображение золотистого Солнца".
Но , по моему разумению, во первых- на флаге должны быть элементы объединяющие и указывающие о наличии лезгинских народов, (чтобы флаг был для всех лезгиноязычных народов,(хотелось бы обсудить со всеми народами, но элементы должны быть в любом случае.)).
во вторых- Лезгины разделены сегодня, но так не будет всегда, поэтому две полосы красного цвета должны быть в конце соединены......(каким то образом)
Иначе получается что мы смирились с этим разделением и отказываемся от дальнейшей борьбы. Это очень важные моменты.
Багаудин
Группа: Определённые
Комментариев: 5
25 февраля 2013 23:15
2


Н. Абдулгамидов как всегда обстоятелен и конкретен. Но некоторые моменты действительно необходимо обсудить. Не уверен, что лучи вихревой розетки у лезгин всегда были направлены против часовой стрелки. Хотя в данном случае важно, что против часовой стрелки лезгины их уж точно изображали. :)
Насчет равновеликих красных половинок тоже есть сомнения, не получится ли слишком много красного.
alert Информация
Посетители, находящиеся в группе Гости, не могут оставлять комментарии к данной публикации.



Московские лезгины » Новости » Низами Абдулгамидов: "Концепция лезгинского флага"