• 85

Председательствующий. Присаживайтесь. Депутат Багдасаров.

Багдасаров С. А. Уважаемые коллеги!

Я хотел бы отметить несколько вопросов.

Первое. Мы в последнее время, я понимаю, надо с соседями устанавливать какие-то добрососедские отношения, всё время кому-то что-то уступаем, если вы обратили внимание. И, конечно, любой такой вопрос можно как-то обосновать. Я недаром привёл пример Узбекистана. Вот в Центральной Азии этот вопрос, а тот вопрос, который был поднят по двум этим... это анклавы, понимаете. И после Советского Союза это анклавное расположение осталось очень много.

У узбеков, например, есть несколько крупных анклавов на территории Киргизии, может быть, не таких крупных, они, может быть, сопоставимы с такими объёмами - это Сох и Шахимардан. Они, возможно, ещё более дальше от границ Узбекистана в глубь киргизской территории. Но никто не думает даже уступать эту территорию киргизам или таджикам, там тоже есть ряд анклавов. Суть простая, не в экономике. Там по сути тоже горы и речка, и всё, а в авторитете государства, в авторитете той или иной страны в этом регионе. Понимаете? И узбекское руководство никогда на это не идёт, в первую очередь, по этой причине и никогда не уступит. Почему же мы уступаем? Дело же не в том, сколько воды там, сколько ещё чего-то.

Я хотел бы вам напомнить, что действительно существуют очень непростые отношения. Если на межгосударственных отношениях Москвы, Баку и даже Дагестана, Махачкалы как-то нормально, существует серьёзная проблема в отношениях лезгин и азербайджанцев. Мы не можем это отойти.

Мы не можем говорить красивые слова, это существенная вещь. Сейчас господин Нюдюрбегов выступал, он - лезгин, ему трудно это говорить, но вся проблема в том, что в Азербайджане живёт, по официальным данным, 800 тысяч лезгин. А лезгины утверждают, что их полтора миллиона - это второй народ в Азербайджане. Они утверждают, я вот гибко, дипломатически пытаюсь, что их ассимилируют, их постепенно ассимилируют.

Есть такая проблема - талыши, которые расположены на иранской границе в районе Ленкорани, Астары, я с ними общался, они говорят: нас тоже ассимилируют, потому что это разные национальности, абсолютно разные, персоязычные нации. Возможно, азербайджанское руководство напугано карабахскими событиями, и вот ... такую национальную политику, возможно, оно право. Я не хочу обсуждать это, но это есть. И если нас талышский вопрос не интересует, это больше вопрос к иранцам, да, это туда, то лезгинский вопрос нас не может не интересовать, потому что лезгины в Дагестане - это второй народ, правильно сказали, извините, в Азербайджане - второй по численности народ, в Дагестане - четвёртый. А вы что, забыли, что в 1990-х годах был вопрос на грани вооружённого восстания лезгин на территории Азербайджана?

Вот представитель Министерства иностранных дел не даст мне соврать. Стоял такой вопрос и все были тенденции к этому. И когда мы говорим: да давайте уступим здесь два села. Это на нашем уровне. А никто не подумал, что думают о Москве, о Махачкале сотни тысяч лезгинов в Дагестане? Они думают: они слабые, они нас не хотят защищать. А для нас вопрос Северного Кавказа предельно важен.

Мы что на Северном Кавказе решили проблему борьбы с сепаратизмом, борьбы с терроризмом, борьбы ещё, Бог знает... Нет, не решили. И в этом воспалённом организме мы ещё дополнительную инфекцию вносим. Слушайте, что вы делаете? Ну что не подождало всё пять, шесть, десять лет, что ли такая ситуация? Подождало.

Нет, мы говорим, нет, мы сейчас проведём демаркацию границы и будет вот так. А завтра эти 200-300 человек, которые будут обижены, которые скажут: или вы с завтрашнего дня не просто граждане Азербайджана, а азербайджанцы, или уезжайте отсюда. Они приедут в районы компактного проживания лезгин в Дагестане, и там будут нарастать, извините меня за откровенность, антироссийские настроения. Вы не думали об этом? Что это намного важнее, чем то, сейчас происходит в плане нефти и газа. А сейчас происходят вещи там действительно серьёзные. И, кстати, полное игнорирование интересов Российской Федерации.

Вы знаете, Каспийское море, его статус ещё не решён до конца, в том числе по дну Каспийского моря. Была договорённость, что мы не будем это дно трогать. И что вы думаете? Недавно Туркмения и Азербайджан, по сути, договорились под эгидой США и Евросоюза о прокладке газопровода по дну Каспийского моря вопреки интересам Российской Федерации. Слушайте...

И сразу вспоминаешь, что когда распался Советский Союз, иранское руководство предлагало Российской Федерации Каспий поделить по принципу Гилюстанского мирного договора 1813 года пополам. Мы сказали: нет, ну вы что, у нас же есть друзья: Азербайджан, Казахстан, Туркмения. Теперь эти друзья говорят, в том числе со слов некоторых руководителей, в том числе Туркмении, что Россия не должна в это вмешиваться - это её не касается, это наши двусторонние отношения.

И мы на этом фоне, на фоне игнорирования полностью наших интересов в этом регионе, мы говорим: демаркация? Пожалуйста. Неужели мы не пониманием тяжесть того, что происходит? Если кто-то думает, что это всё не отслеживается, что на уровне каких-то людей это не используется, то сильно обижает. Мы даём козырные карты врагам России для развёртывания антироссийской пропаганды среди народов Северного Кавказа, среди народов Южного Кавказа и это более важно, чем вода реки, той или иной реки, которая распределяется туда-сюда. Мы ещё не знаем, может 10 процентов хватало для полива этих полей.

Это достаточно влажные такие места, это не какие-то, так сказать, степи или пустыни. Это очень прецедент серьёзнейший.

Поймите, Азербайджан и в целом Южный Кавказ, мы как-то приняли считать, что это какая-то наша часть территории и всё. Нет. Это часть Ближнего Востока, это территория, граничащая с Ираном, имеющая выход... Это часть вот этой огромной ситуации. Это для нас важный вопрос, вопрос безопасности наших южных границ. И мы ради чего идём? РЛЭС?

Может, хватит быть заложниками РЛЭС в Азербайджане, заложниками РЛЭС в Таджикистане. Может, пора нашим военным потратиться, тем более, бюджет... и построить новые РЛЭС на нашей территории? Нельзя такие объекты иметь на чужой территории государств, которые игнорируют твои интересы, и которые в любой момент будут тебя шантажировать. Это глупость величайшего плана.

Правильно вы сказали по РЛЭС, представитель Министерства иностранных дел. Они сейчас предлагают нам совершенно другую ситуацию, в том числе включить в договор, что мы не имеем права делиться информацией, полученной в результате деятельности РЛЭС, с третьей страной. Слушайте! Завтра вообще будут над каждым нашим специалистом два специалиста стоять или из США, или... и, бог знает, ещё откуда. Надо переносить, как вот мы Байконур переносим, только это ещё быстрей можно, потому что это дешевле.

Я сейчас скажу вам, что мы сегодня не должны ратифицировать этот договор. Если господин Решульский прав, а я ему верю, есть, известно заявление Госсовета Дагестана, слушайте, я вообще тогда ничего не понимаю. Зачем мы хотим это делать? Неужели нам не хватает проблем на Северном Кавказе? В первую очередь, должен вопрос касаться нашей национальной безопасности, потом экономики, а потом чего угодно. Не решим вопрос национальной безопасности, ничего мы не решим, а мы его, к сожалению, пока... Извините меня за откровенность, здесь на этот трибуне выступал известный руководитель известного ведомства и сказал очень много, как мы его решаем, не всегда положительно, мягко говоря. Так зачем же мы это усугубляем? Я считаю, что ратифицировать такое соглашение крайне нельзя.

И я скажу ещё одну важную вещь. У нас совершенно не выработано понимание стратегического расположения России, её военно-политических и геостратегических интересов. У нас у МИДа - одно, у Минобороны - второе, ещё у кого-то - третье. Особенно это касается нашего постсоветского пространства.

У нас на Южном Кавказе два стратегических союзника, вы вдумайтесь в это, одно - Армения, в ОДКБ входящая, а другое - Азербайджан, которые между собой... Такого не бывает. Не бывает так, что мы и с вами дружим, и с вами дружим, но, правда, вы друг друга ненавидите, но всё равно вы все друзья. Надо определяться.

И в результате нашего неопределения мы потеряем и Азербайджан, и я больше уверен, вот мы сейчас будем по Армении, в ближайшее десятилетие потеряем Армению, потому что всё это наблюдается, всё это видится. И хозяином в этом регионе становятся Соединённые Штаты Америки.

Что, МИД не знает или армия не знает, что у американцев есть договорённость с Азербайджанской стороной о пролёте АВАКС через территорию Азербайджана?

А можно задать вопрос: АВАКС, что такое? Это разведывательный самолёт. А информацию с кого..? Две стороны есть: справа - Иран, а слева -Россия. Там всё более и более усиливается американское и натовское влияние и мы на этом фоне идём на какие-то уступки.

Я скажу, что нам не хватает. Нет, не умных людей, умных людей у нас всегда было, профессионалов тоже хватает, но нам не хватает идеологии, идеологии российской, и я это подчёркиваю, российско-имперского национализма, осознавания, что Россия - это государство, ради которого мы должны работать, а не говорить, а как же наши друзья там? Вы же наши друзья, да? Да. Вы нас и к газовому проекту, нас в сторону и потому, но вы наши друзья. Пока не будет идеологии российско-имперского национализма, гордости за свою страну и проталкивания наших интересов правдой и неправдой, мы ничего не добьёмся.

Правильно. Извините, любое государство СНГ тащит отсюда огромные деньги. Азербайджан 2-3 миллиарда тащит. Сколько стоит это РЛЭС? Это можно было за 2-3 года бы построить, и ничего, мы не используем эти рычаги, как и в другом направлении.

Поэтому я считаю ратифицировать это соглашение, ну это просто не по-государственному. Спасибо.

Председательствующий. 9 минут.

Коломейцев - по ведению.

Коломейцев Н. В. Олег Викторович, спасибо.

Учитывая, что депутат Нюдюрбегов никогда не выступал по политическим мотивам и является как раз представителем вот этого юга Дагестана, я всё же призываю вас к здравому смыслу. Давайте отложим рассмотрение этого... (Микрофон отключён.)

Председательствующий. Это предложение уже сегодня рассматривалось и голосовалось, Николай Васильевич.

Коломейцев Н. В. Ну ещё раз давайте. Не выступал же Нюдюрбегов...

Председательствующий. Ещё раз повторяю. Это предложение рассматривалось и голосовалось. Депутат Нюдюрбегов имеет право на личную точку зрения, он её высказал.

Фракция "ЕДИНАЯ РОССИЯ" занимает другую позицию, и мы будем поддерживать ратификацию данного договора.

По ведению Шеин.

Шеин О. В. Я когда задавал вопрос, сказал, что готов поддержать эту ратификацию, но в свете дискуссии, которая состоялась, просто изменил точку зрению свою и я голосовать за это не могу и не буду. Спасибо.

Председательствующий. У нас нет... Коллеги, у нас 450 человек в зале. Сейчас каждый нажмёт кнопку и будет объяснять, как он будет голосовать. Мы так докатимся до регламентного безумия.

Фокин по ведению.

Фокин А. И. Спасибо.

Уважаемые коллеги, я хотел бы предложить, учитывая, что представители министерств у нас находятся с 11-и утра в зале, всё-таки вот этот комплекс вопросов: 15, 16, 17 и 18 рассмотреть, а потом уйти на перерыв.

Спасибо.

Председательствующий. Давайте, я поставлю это на голосование после того, как мы завершим обсуждение данного вопроса. Итак, обсуждение состоялось. Пожалуйста, представитель президента, есть необходимость в заключительном слове? Нет. Представитель комитета? Есть. Пожалуйста. Включите микрофон на рабочем месте Островскому.

Островский А. В. Уважаемый Олег Викторович, уважаемые коллеги! Очень лаконично. Спасибо за содержательную дискуссию. Я хотел бы всё-таки подчеркнуть одно. Вот спор и дискуссия вокруг двух сёл, в которых проживают представители очень уважаемого древнего народа России - это спор ни о чём. Граница прошла не сегодня, граница прошла в 91-м году. Эти люди жили, живут и будут жить на территории другого государства. К сегодняшнему обсуждению это, к сожалению, не имеет уже никакого значения. Это свершившийся факт, и из этого нужно исходить.

Спасибо.

Председательствующий. Спасибо.

Выносим данный вопрос на "час голосования", и переходим к 15-у вопросу "О ратификации Протокола номер 5 между Российской Федерацией и Республикой Армения о внесении изменений в Договор между Российской Федерацией и Республикой Армения о российской военной базе на территории Республики Армения от 16 марта 1995 года".

Доклад официального представителя Президента Российской Федерации статс-секретаря - заместителя Министра обороны Николая Александровича Панкова.

Панков Н. А., официальный представитель Правительства Российской Федерации статс-секретарь - заместитель Министра обороны Российской Федерации.

Уважаемый Олег Викторович, уважаемые депутаты! Предлагаемый вашему вниманию пакет ратификационных документов содержит два новых положения. Первое из них - это продление первоначального срока действия Договора о российской военной базе на территории Республики Армения до 49 лет.

Перейти к: Часть 1








Московские лезгины » Новости » Ратификация Договора о госгранице между Россией и Азербайджаном - Часть 2