• 0

ПСИХОЛОГИЯ ЛЕЗГИНМы вводим в деятельность НКА «Московские лезгины» новую рубрику, тему и проблему, которая возникала доселе не единожды в тех или иных видах, формах и ипостасях. Теперь мы будем интересоваться этой проблемой целенаправленно, прямо и непосредственно, понимая, что она имеет много аспектов, особое значение среди которых имеют следующие. Во-первых, говоря об этносе, мы должны говорить о самосознании и психологическом складе людей, индивидов, которые сохраняют и развивают культуру в различных реалиях. Во-вторых, она интересна нам с точки зрения особенностей, общих для лезгин и отличающих их от других народов – так мы формируем представление о психотипах и характерах. В-третьих, для нас важны особенности, определяющие поведение, мышление, эмоции, коммуникации лезгин – знание таких особенностей является принципиальным для понимания, объяснения и прогнозирования поведения. Они же несут в себе важную смысловую нагрузку в вопросах адаптации, роста и развития личности.

В широком плане вопрос о психологии лезгин возникает в связи с феноменом этнической и этнокультурной идентичности, определяющей не только единство, тождественность личности, но и то уникальное, своеобразное, что свойственно именно лезгинам. Особое значение психологии лезгин возникает в связи с проблемой сохранения и развития лезгинской культуры в разных ее формах. Культурная деятельность определяется субъектом этой деятельности. Вопрос о субъекте культурной деятельности – это же вопрос и о личности человека и, следовательно, о персоногенезе или о психологии личности человека. Еще одна важная тема, требующая изучения психологии лезгин – это проблема лезгинского этноса, разделенного народа. Разделенный народ своим фактом диссоциации стремится к соединению единству, единению, целостности. Лозунг «Садвал» – единство, является движущей силой этнокультурной активности лезгин. Наши данные показывают, что при высокой направленности на общение и аффиляцию, тем не менее, в психологии лезгин нередко особое место занимает сепаративная направленность, гипертрофированное самоутверждение, вера в свою непогрешимость и владение абсолютной истиной и правдой. Психология лезгин вводит нас также в проблему социокультурного развития человеческой личности, становление человеческого в человеке. Проблема психологии лезгин возникла в деятельности автономии с 2011 года, когда к культмассовой работе которой, в основном, занималась региональная организация (в отличие от миссии лезгинского народа – основного направления работы ФЛНКА), вместе с Клубом лезгинских интеллектуалов (Лезгинским интеллектуальным клубом) присоединилась интеллектуально-творческая деятельность и социально-духовные практики.

Еще один важный момент выявился при объяснении феномена «сизифова труда» и «дня сурка» в культурной деятельности лезгинских организаций, в том числе, Московских лезгин. Одни и те же задачи ставились многократно, но они оставались нерешенными – как говорится, воз и ныне там. Приведу пример проекта «Большой лезгинской энциклопедии». Вопрос о ней возникал давно, и разные деятели в разное время им занимались. Возобновлен этот проект был усилиями академика РАН А.А. Гусейнова, который вернулся к нему в 2009 году при создании Клуба лезгинских интеллектуалов (Лезгинского интеллектуального клуба). Центральная идея проекта подразумевала, кроме пространства свободного диалога, также создание фундаментального произведения, служащего делу сохранения и развития культурного наследия лезгинского народа. В дальнейшем, уже на совместном заседании Клуба лезгинских интеллектуалов и Совета НКА «Московские лезгины», эта задача была переведена в сферу ответственности автономии. В рамках Клуба над энциклопедией работала группа из трех человек. В дальнейшем, из-за некоторых межличностных разногласий работа разладилась, в результате чего выяснилась необходимость менеджмента для преодоления вот таких вопросов совместной деятельности и сплоченности издательской группы.

Итак, для объяснения и преодоления подобного рода проблем ведущими причинами были посчитаны психологические факторы, ментальность, особенности личности – психология лезгин. В связи с этим, академик РАН А.А. Гусейнов предложил мне осветить эту проблему перед московскими лезгинами на основе собственных наблюдений с 2009 года. Данная тема имеет не только теоретическое, но и практическое значение для повышения эффективности культурной деятельности. Таким образом, научный проект «Психология лезгин» открыт силами кафедры психологической помощи и ресоциализации факультета психологии МГУ, на площадке которой, собственно, и разворачивается деятельность Московских лезгин. К слову, напомним, что 5-летний юбилей автономии был отмечен с использованием ресурсов кафедры, а её 3-летие состоялось в кафе «Фрейд», принадлежащем Психоаналитической Ассоциации РФ, президентом которой я являюсь.

 

доктор психологических наук, профессор,

зав.кафедрой психологической помощи и ресоциализации

факультета психологии МГУ имени М.В. Ломоносова,

председатель Совета НКА «Московские лезгины»

М.Ш. Магомед-Эминов





alert Информация
Посетители, находящиеся в группе Гости, не могут оставлять комментарии к данной публикации.



Московские лезгины » Новости » ПСИХОЛОГИЯ ЛЕЗГИН