|
||
|
||
Лезгинские общественные организации продолжили свою работу в законотворческой сфере. В преддверии Парламентских слушаний по теме «Языковое многообразие Российской Федерации: проблемы и перспективы» ими были подготовлены и отправлены письма, в которых отражена социолингвистическая характеристика лезгинского языка в проблемном ключе и свои рекомендации, для рассмотрения и возможного включения их в Рекомендации парламентских слушаний – итогового документа данного мероприятия. НКА «Московские лезгины» в лице Председателя Совета приняла участие в данном мероприятии, на котором выступили депутаты Государственной Думы, руководители федеральных органов исполнительной власти, исполнительных и законодательных (представительных) органов власти субъектов РФ, ученые, представители институтов гражданского общества, эксперты совместной программы Совета Европы, Европейского Союза и Министерства регионального развития РФ «Национальные меньшинства в России: развитие языков, культуры, СМИ и гражданского общества». Письма с рекомендациями НКА «Московские лезгины» были отправлены Председателям Комитетов Государственной Думы Российской Федерации по образованию (Балыхину Г.А.), по культуре (Ивлиеву Г.П.), по делам СНГ и связям с соотечественниками (Островскому А.В.), по международным делам (Косачеву К.И.) , а Председателю Комитета по делам национальностей Купцову В.А. письмо было вручено лично по завершению слушаний. См. ниже текст письма: В Российской Федерации было принято множество законов, иных нормативно-правовых актов, целевых программ, международных соглашений (Закон о языках народов Российской Федерации, ФЦП «Культура России», Европейская хартия региональных языков или языков меньшинств (Распоряжение Президента РФ от 22 февраля 2001 г. N 90-рп), Европейская Конвенция «Об охране культурного наследия» и др.), способствующих сохранению языкового многообразия в нашей стране, поддержке языков народов России. Тем не менее, законотворческая и иная деятельность в языковой сфере пока слабо реализуется на практике ввиду отсутствия действенных механизмов по воплощению данных инициатив. В частности, степень поддержки лезгинского языка на наш взгляд является недостаточной для его полноценного функционирования и развития. Это касается: 1. недостаточной роли и значения лезгинского языка в учебном процессе, форм и средств его преподавания и изучения в рамках общеобразовательной школы; 2. недостаточного содействия изучению и исследованию лезгинского языка и подготовке педагогических кадров по его преподаванию в высших и средних профессиональных учебных учреждениях; 3. отсутствия специальных учебных программ, учебно-методического обеспечения и подготовленных кадров для обучения лезгинскому языку лиц, слабо владеющих и не владеющих им («Лезгинский как иностранный») и, в основном, проживающих за пределами компактного расселения лезгин; 4. слабой представленности лезгинского языка в СМИ (телевидение, радио, печатные издания), а также недостаточного количества издаваемых книг на лезгинском языке; 5. ограниченного использования лезгинского языка в других регламентируемых коммуникативных сферах (сфера обслуживания и т.д.); 6. всесторонних научных исследований лезгинского языка; 7. отсутствия указателей названий населенных пунктов, государственных и образовательных учреждений на лезгинском языке наряду с государственным языком на территориях компактного проживания лезгин; 8. угрозы этническому единству лезгин вследствие разделенности государственной границей между Россией и Азербайджаном и отсутствия надлежащего правового статуса в обеих странах. В связи с проведением парламентских слушаний по теме «Языковое многообразие РФ: проблемы и перспективы», НКА «Московские лезгины» просит Вас включить в проект рекомендаций парламентских слушаний следующие пункты: 1. Правительству РФ - принять ФЦП «Языки народов Российской Федерации» на 2012 - 2022 гг. с ежегодным финансированием проектов, направленных на разрешение языковых проблем конкретных народов РФ. Приоритетными (первоочередными) направлениями в этой области считаем поддержку языков народов, не имеющих своего статуса в РФ (проживающих только в РФ и проживающих также за рубежом и не являющихся титульным населением других стран), народов, проживающих в пограничных районах РФ, включая так называемые «разделенные народы». 2. Министерству образования и науки РФ и Россотрудничеству – включить в программу по целевому набору студентов из Азербайджанской Республики по подготовке педагогических кадров по Родному языку дагестанских народов Азербайджанской Республики в вузах Республики Дагестан. 3. Предложить сопредельным с РФ государствам унифицировать законодательства в гуманитарных сферах и местного самоуправления для нормализации трансграничных отношений.
|