• 0

Мы продолжаем освещать тему «Союза лезгин России» и его президента Усмана Камберова.  И делаем это не потому, что у нас не хватает интеллекта для понимания произошедшего с Усманом Камберовым и оценки его деяния в бинарной оппозиции «виновен – невиновен». Для того чтобы судить или оправдывать человека, много ума не надо. И упаси нас Боже это делать. Пока идет следствие, мы не будем ни судить, ни оценивать информацию о Камберове и самого Камберова – дождемся объективного судебного решения. Заметим, что стоит отделять персональное дело Камберова и его персону от самой организации как именованной структуры и объединения людей.

Напомним, что официальной информации по делу Усмана Камберова как не было, так и нет до сих пор. От правоохранительных органов на сегодняшний день не поступало каких-либо официальных сообщений о его задержании, аресте или ведении следствия. Во всяком случае, нам об этом неизвестно. Неопределенность рождает как фантазии и домыслы, так и все новые и новые вопросы. Мы верим, что если даже суд осудит его, то душа и личность Камберова содержат в себе возможность преобразования и преодоления негатива.

Надо учитывать, что у Камберова имеются заслуги перед лезгинским народом в его консолидации и развитии самосознания. Более того – и это теперь касается «Союза лезгин России» - он вовлек в процесс создания этой организации, этого общероссийского общественного объединения представителей 47 регионов России, которые продолжают интересоваться судьбой этой организации, перспективами ее строительства. В связи с отсутствием официальной информации, возникают дискуссии, разногласия и различные мнения на этот счет.

Сегодня мы публикуем статью по данному вопросу члена Высшего совета Клуба лезгинских интеллектуалов, члена Совета РОО «НКА «Московские лезгины», старшего преподавателя МФТИ Низами Абдулгамидова.

 Центр связей с общественностью

РОО «НКА «Московские лезгины»






Цель оправдывает средства?

 

Активность лезгин, как представителей определенного этноса, в Москве имела место, начиная с 20-х годов XX века. У лезгинских движений были две ярко выраженные «волны». Первая «волна» активности сформировалась в самом начале – в 20-х годах прошлого века, когда молодые студенты-лезгины, обучавшиеся в Москве, выработали и заложили основы современной лезгинской письменности и литературного языка. Ярким представителем той «волны» был впоследствии ставший знаменитым филологом Гаджибек Гаджибеков, в конце жизни посаженный за свои деяния по развитию лезгинской филологии в тюрьму и расстрелянный.

Вторую «волну» активности лезгин в Москве мы наблюдаем сегодня, а зародилась она еще в далеком 1983 году. Осенью того года в Москве, в ресторане южной стороны гостиницы «Россия» собралось «лезгинское землячество» – в то время лезгины называли так между собой свое собрание. Собралось около 200-250 человек. Это было первое собрание лезгин, работавших и обучавшихся в Москве, спустя почти 60 лет. Собрание представляло собой культурное мероприятие с пением песен, с чтением стихов, с рассказами о лезгинах и об их проблемах. У него был сценарий и ярко выделявшийся ведущий. Лезгинские собрания проводились и в последующие годы, но это мероприятие запомнилось особенно и, прежде всего, благодаря ведущему. Ведущий был молод (около 25 лет), красив (его пышная шевелюра выдавала в нем модника) и говорил на хорошем литературном лезгинском языке. Чувствовалось, что он говорит искренне и от всего сердца. Все присутствующие были восхищены им.

Однако один момент многим не понравился и бросил тень на более чем хорошее впечатление, производимое ведущим… А случилось вот что: после выступления одного молодого выпускника Литературного института со своими стихами на лезгинском языке, ведущий, будучи искренне восхищенным тем, что услышал (а там было чем восхищаться – выступал ныне известный лезгинский поэт Арбен Кардаш), сказал: «У нас были великие поэты. Например, Етим Эмин. У нас есть достойные продолжатели его дела. Вот один из них перед вами! Наши новые поэты будут писать, как Етим Эмин, лучше Етима Эмина!» Тут Арбен, уже уходивший со сцены, вернулся на неё, взял у ведущего микрофон и сказал: «Нельзя говорить об Етиме Эмине, что мы напишем лучше, чем он. Етим Эмин – «наше все». Он навсегда занял это место. Мы, новые литераторы, стоим на плечах этого гиганта». И тогда многие присутствовавшие поняли, что ведущий в порыве эмоций, искренне желая высказать восхищение стихами действительно талантливого нового лезгинского поэта, не смог удержаться и, сам того не понимая и не смущаясь, задел авторитет классика лезгинской поэзии. Он явно следовал принципу «цель оправдывает средства».  Как выяснилось через тридцать лет, этот подход оказался не случайным для ведущего того исторического собрания лезгин…

Дальше нет смысла сохранять загадку и умалчивать, что этим ведущим был Усман Камберов. Тем, кто влился в лезгинское «движение» в последние 15 лет, это имя мало что говорит. Но он стоял у истоков зарождения современного лезгинского самосознания. Как я описал выше, он был ведущим первого собрания лезгин в Москве в современной истории. В 80-х и в начале 90-х годов прошлого века он много сделал для пробуждения лезгинского самосознания в Южном Дагестане и в Северном Азербайджане. Именно за это он сидел в азербайджанской тюрьме, перенес чудовищные физические и моральные издевательства. И только благодаря неразберихе, господствовавшей в Азербайджане в период безвластья между побегом Эльчибея и возвращением Алиева, ему чудом удалось избежать худшего и оказаться на свободе. Это случилось в 1993 году, после чего он сошел с публичной политической сцены. Но это обстоятельство никоим образом не умаляет его заслуги перед движением лезгин за возрождение самосознания нашего народа.

Об Усмане Камберове вновь заговорили в июне 2012 года, когда он организовал и провел первый съезд организации под громким названием «Союз лезгин России», где был избран его президентом. Спустя всего 2 месяца, в августе как оглушительный взрыв прозвучала весть о том, что Усман Камберов арестован за участие в покушении на убийство какого-то бизнесмена в Челябинской области. Самым непостижимым для ума в этой новости было то, что Усман подключился к этому преступлению, чтобы получить деньги для проведения первого съезда «Союза лезгин России»!

Как тут не вспомнить первое собрание «лезгинского землячества» 1983 года, где Усман, желая похвалить нового талантливого поэта, принес в жертву этой цели авторитет классика лезгинской поэзии! И через 30 лет, желая красиво провести Учредительный съезд «Союза лезгин России», он, если обвинения подтвердятся, посчитал возможным пожертвовать ради этого жизнью человека, о котором вообще никогда не слышал… Получается, что Камберов в различных житейских ситуациях следует одному принципу: «Цель оправдывает средства»?!

Не знаю, как для других, для меня это неприемлемо. Создание какой-то организации, пусть даже с выдающимся названием, не стоит того, чтобы принести в жертву жизнь ни в чем не повинного перед тобой человека. Как сказал русский классик, даже достижение высшей гармонии не стоит слезинки ребенка. Что тут говорить об общественной организации! Уверен, что выше упомянутый Гаджибек Гаджибеков не стал бы участвовать в убийстве неизвестного ему человека с целью получения средств для издания первого номера газеты «Цlийи дуьнья» на лезгинском языке. А эта цель была гораздо важнее и выше, чем создание какого-то «Союза лезгин России».

Для меня нет оправдания тем, кто убивает людей за деньги, кто распространяет наркотики и кто создает притоны путем насилия над бесправными женщинами, на какие бы «благородные» цели потом ни тратились полученные от этих «промыслов» деньги.  Это одна сторона дела. Другая сторона затрагивает вот что: как весть об участии президента «Союза лезгин России» в заказном убийстве неизвестного ему человека скажется на имидже всего лезгинского движения, если даже эта версия в ходе следствия не подтвердится?

По моему мнению, эта информация нанесла колоссальный ущерб имиджу лезгин и всего лезгинского. Одно из самых гнусных преступлений – убийство человека из корысти – теперь будут связывать с любым лезгинским общественным движением.

Как нам быть в такой ситуации? Думаю, что мы сейчас должны сделать все возможное, чтобы отделить личное деяние Камберова, если оно имело место, или слухи об этом деянии от слов «лезгин» и «лезгинский».  Меньше всего мы сейчас должны давать повод общественности вспоминать о такой организации, как «Союз лезгин России», тем более, что она даже не зарегистрирована. Сейчас любое упоминание об этой организации приведет к увязке ее названия с деянием, которое приписывается Камберову. И ключевым моментом будет связь слухов о столь гнусном деянии со словом «лезгин», так как сама организация имеет только громкое название и больше ничего. Любая публичная попытка реорганизовать эту организацию и назначить другого президента еще до окончания следствия и оглашения его выводов неизбежно приведет к обсуждению того, почему снимается с должности Камберов и что он совершил.  В интересах лезгинского движения в целом – не поднимать эти вопросы.

Я знаю, есть такие люди, которые сейчас принимают лихорадочные меры, чтобы возглавить этот так называемый «Союз лезгин России» вместо Камберова. Таким людям хочется указать на то, что негоже так быстро списывать со счетов человека, имеющего много заслуг, хотя и обвиненного в страшном деянии.  И еще им стоит иметь в виду, что любые действия в этом направлении, предпринятые до того, как улягутся разговоры вокруг деяния, приписываемого Камберову, разумеется, могут сыграть определенную роль в политической карьере определенного человека, но будут только во вред имиджу всего лезгинского. Ответственные люди, понимающие это и думающие не только о себе любимом, сейчас не будут предпринимать ничего по отношению к организации, названной «Союзом лезгин России»…

 

Низами Абдулгамидов





alert Информация
Посетители, находящиеся в группе Гости, не могут оставлять комментарии к данной публикации.



Московские лезгины » Новости » Низами Абдулгамидов: «Цель оправдывает средства?»