• 51

Б. Эскендеров: «По поводу этнонимов Лек и Лезги»Вот уже почти сто лет в науке господствует гипотеза Минорского о происхождении термина Лекз, в арабском варианте аль-Лакз, и Лезги. Согласно этой гипотезе название Лекз сформировалось в древнеперсидском языке от этнонима Леки путем прибавления суффикса происхождения –з, а позже уже на Кавказе оно посредством метатезы превратилось в этноним Лезги. И почему-то никто не обращает внимания на слабые места этой гипотезы, а их несколько:

Во-первых, согласно этой гипотезе мы не только приняли на себя привнесенное извне название, да еще с перестановкой, но и напрочь забыли свое самоназвание. Слова «лек», «леки» у нас практически не встречаются.

Во-вторых, приняв такую гипотезу, мы совершенно безосновательно обвиняем в невежестве не только персидских и арабских авторов, писавших о Лакзе, но и соседних, грузинских историков, употреблявших этноним леки применительно ко всем народам лезгинской группы. Получается, что они ничего не знали и не пытались узнавать о живущих по соседству народах. Но это не так, отличали же грузинские хронисты дидойцев от леков, но почему-то не «различали» между собой лезгин и скажем цахурцев, а «вклад» цахурцев в лекианобу был отнюдь не малым. При всей своей близости лезгины и цахурцы не были одним народом, и средневековым грузинским авторам это должно было быть известно, так как жили по соседству.

В третьих, в персидском языке, по крайней мере в официальном пехлеви, суффикс происхождения –з, как мне удалось выяснить, отсутсвует.

На мой взгляд термин Лекз мог произойти от лезги/ лазки, попавшего в персидский язык извне, из древних письменных источников или в результате контактов, а не от лек, леки. Причем метатеза могла произойти в самом персидском языке, и в таком виде это слово было перенято арабами и в дальнейшем приняло форму аль-лакз. А мы сохранили свое историческое, самоназвание «лезги», т.е. оставались теми, кем и были – лезгинами.

А что касается этнонима леки, то это скорее всего было групповое название всех лезгиноязычных племен Кавказской Албании. Ведь не секрет, что при безусловном доминировании, выражаясь современной терминологией, народов лезгиноязычной группы, Албания все же была полиэтнической страной. По крайней мере, известно что, масагеты были народом скифского происхождения. И название леки носили родственные народы, говорившие на языках лезгинской языковой группы. Или же, что еще вернее, учитывая «параллельное» существование в армянском и грузинском языках названий Алуанк, Агван и Лекия, это было названием части племен лезгинской группы народов, которые чем-то выделялись от остальных племен. 

Например, проживанием в горах, или на севере государства, или имели между собой что-то, что сближало и выделяло их среди других народов. В разное время среди леков возвышались и доминировали какие-то отдельные племена, скажем йиги – цахурцы, лезгины, табасаранцы, и их древние историки и географы выделяли и указывали отдельно, а остальных просто называли собирательным названием леки.

 

Б.Эскендеров специально для ЛезгиЯр

 

http://lezgi-yar.ru/news/po_povodu_ehtnonimov_lek_i_lezgi/2012-04-04-711





alert Информация
Посетители, находящиеся в группе Гости, не могут оставлять комментарии к данной публикации.



Московские лезгины » Новости » Б. Эскендеров: «По поводу этнонимов Лек и Лезги»