|
||
|
||
В 2009 году в Азербайджане были приняты поправки в закон «О свободе вероисповедания», которые существенно ограничивают просветительскую и иную деятельность религиозных организаций по сравнению с его предыдущей редакцией. Согласно тому же закону, все мусульманские общины должны были пройти перерегистрацию в Комитете по раб оте с религиозными образованиями АР. Проблема в том, что данная перерегистрация включала также и внесения изменений в уставы религиозных организаций таким образом, чтобы уставы согласовались с ограничениями, отраженными в вышеуказанном законе. Этой теме посвящена статья «Лезги мечеть» в осаде. «Суннитский вопрос» в Азербайджане встает ребром», опубликованная Ислам.ру. Автор статьи ссылается на данные азербайджанского еженедельника «Настоящее время». «Кавказский узел» публикует содержание некоторых из поправок. Согласно им, на законодательном уровне за Управлением мусульман Кавказа закрепляется статус высшей исламской религиозной структуры страны, узаконивается порядок, по которому для государственной регистрации мусульманской религиозной общины необходимо заключение УМК. Ранее отсутствие подобной нормы позволяло некоторым общинам оспаривать верховную роль УМК, которое они считали обычным НПО. Значение мнения УМК, согласно поправкам, возрастает и при решении вопросов о строительстве мечетей и ликвидации той или иной религиозной общины. Одновременно ужесточаются требования для деятельности религиозных общин. В частности, община может действовать лишь по указанному в регистрации адресу. Кроме того, в заявлении для регистрации должны быть указаны не только реквизиты структуры, но и история создания общины, формы и методы деятельности, традиции, отношение к семье, браку и образованию. При голосовании в парламенте основная часть депутатов поддержала поправки, однако представители оппозиции выступили против. «Эти новшества вызовут обратную реакцию и приведут к радикализации верующих и уходу религии в подполье», - сказал депутат Панах Гусейн. Одним из факторов, на который указывали в Госкомитете по работе с религиозными образованиями для обоснования принятия поправок был тот факт, что в стране в общей сложности 1750 мечетей, но лишь 500 из них официально зарегистрированы. Так или иначе, но результате, к началу 2010 года ни одна из суннитских мечетей Баку, которых насчитывается в городе не менее 6-7, не прошла процедуру перерегистрации, о чем сообщил IslamRF председатель Совета национально-культурной автономии «Московские лезгины» Амиль Саркаров. Таким образом, фактически, в данное время суннитские общины Баку находятся вне закона. Впрочем, невозможно говорить о преследованиях только лишь в отношении мусульман -суннитов, религиозная деятельность шиитов также «регламентируется» государством в сторону ограничения. Невероятно, но факт, в государстве-члене Организации исламская конференция с 1992 года, столица которого в 2009 году была объявлена столицей исламской культуры в том же году снесены и закрыты несколько мечетей. Глава вышеназванного госкомитета Хидаят Оруждев считает их не мечетями, а незаконными постройками. tinymce_3_x&group=tinymce&prefix=imagemanager_" type="text/javascript"> Он также против того, чтобы откры вались специализирован ные магазины мусульманской литературы, так как она вполне успешно может продаваться и в универсальных книжных магазинах. Буквально в минувшую субботу несколько десятков шиитов выйдя с богослужения в мечети Гаджи Султанали, расположенной в Ясамальском районе города Баку, «попытались провести незаконное шествие по улице Гуси Гаджиева с лозунгами религиозного содержания и заранее заготовленным венком». Как передает www.vesti.az, мусульман разогнала полиция. В обнародованном по этому поводу заявлении госкомитета говорится, что «данная акция преследовала цель внести разногласия в обществе, нарушить толерантность и не имеет никакого отношения к религии». «Нарушить толерантность» - не совсем грамотное с точки зрения русского языка словосочетание, но оно, тем не менее, совершенно точно отражает суть происходящих процессов. Эксперты подчеркивают, что закрытия мечетей, отказы регистрировать религиозные общины и иные подобные действия ведут именно к нарушению межрелигиозного и межэтнического баланса. Межнациональный мир и согласие между суннитами и шиитами был в свое время визитной карточкой Баку. Как рассказал IslamRF муфтий Пензенской области Аббас Бибарсов, c 1984 по 1989 работавший имамом той самой мечети "Иттифак", именуемой сегодня Голубой мечетью, а в народе просто – Татарской, в советские годы в ней молились и сунниты, и шииты и никаких конфликтных ситуаций не возникало. Тем более, никогда не было эксцессов на этнической почве. В советские годы в Баку было много татар, по официальным данным 30 тысяч, а по неофициальным – и все 100. Со слов тамошних старожилов Аббас хазрат вспоминает историю о том, как группа татарских бабаев вернула верующим мечеть. Это было в послевоенные годы, еще при Сталине. Несколько стариков пришли на прием к первому секретарю ЦК Компартии Азербайджана Багирову и попросили отдать здание мечети, в котором тогда находился оружейный склад, верующим. На что тот ответил, что он давно уже ждет этого визита и удивляется, почему просители раньше не пришли. В итоге, мечеть снова заработала по своему основному назначению. Прихожанами мечети, как вспоминает Аббас хазрат, были в основном татары, но на пятничную молитву из сельских районов приезжало очень много лезгин, едва ли не больше татар. Сегодня органы госвласти в лице Госкомитета АР по работе с религиозными образованиями ведут противоположную работу – всеми средствами пытаются ограничить деятельность религиозных организаций. По сути, в ситуации, когда в стране из 1750 мечетей лишь 500 зарегистрированы речь идет не о кучке злостных нарушителей закона, ибо невозможно объявить большую часть верующего населения, посещающего эти мечети, преступниками. Речь о том, что Госкомитет не справляется со своими задачами – регламента цией и контролем деятельности религиозных организаций, не имеет авторитета в глазах у населения и религиозных служителей. Мечети не за день и не за месяц строятся, пусть даже они и «незаконные», все это время на строительство культовых сооружений руководство комитета либо закрывало глаза, либо не сумело убедить строящих в нужности регистрации. Госкомитет в данном случае проявляет неспособность выполнять функции регулирования, а владение только лишь аппаратом репрессивных мер. А что Управление мусульман Кавказа, которое, по сути, должно защищать интересы мусульман? К сожалению, во многих ситуациях оно заодно с Госкомитетом. Согласно данным суннитской общины «Лезги миски», именно в УМК их незаконно принуждают поменять название мечети, без чего отказываются выдавать заключение, необходимой для дальнейшей перерегистрации. Действия УМК воспринимаются суннитами как попытки шиитизировать суннитскую часть верующих, и не безосновательно. УМК во главе с Шейх уль-Исламом Аллахшукюром Паша-заде известно как один из активнейших участников межрелигиозного диалога. В апреле в Баку состоится саммит духовных лидеров мира, организованный по инициативе Паша-заде УМК совместно с Русской православной церковью. Такая международная активность не согласуется с как минимум содействием разжиганию суннитско-шиитских противоречий в самом Азербайджане. Вплоть до ХХ века суннитско-шиитский вопрос не раз использовался внешними силами для ведения собственной игры на территории Азербайджана. Вот и сегодня авторитетнейшие эксперты предполагают, что при инспирировании информационной кампании в защиту лезгинской мечети не обошлось без участия внешних сил. На днях ресурс ЦентрАзия опубликовал материал политолога Теймура Атаева «Пройдут ли "газовый экзамен" российско-азербайджанские отношения? Охлаждение реальное или мнимое» на эту тему. Логика действий проста – репрессии по отношению к суннитам заведомо гарантированный путь вызвать негодование у российских мусульман. Тем более известно, какую неоднозначную реакцию вызвало недавнее избрание шейха Аллахшукюра председателем Консультативного совета мусульман СНГ. Приправить эти эмоции еще и этническим оттенком – лезгинским, значит придать делу больший резонанс и отклик. Таким образом, в отношениях России и Азербайджана уже становится не все безоблачно. Достаточно провести еще пару информационных кампаний в этом же русле и в российско-азербайджанские отношения может быть внесен серьезный дисбаланс. При том, каких больших усилий требуется российской дипломатии продвигать проект «Южный поток», тем самым отнимая перспективы у его конкурента «Набукко», становится очевидно, что нарушать этот баланс не выгодно ни азербайджанской, ни российской стороне. Вариантов трактовки ситуации может быть несколько – кто-то пытается использовать российский мусульманский истеблишмент как выразителя антиазербайджанских настроений в России либо Управление мусульман Кавказа используется или дает использовать себя в качестве инструмента по разжиганию суннитско-шиитских конфликтов (ведь снятие таблички с мечети, препятствия в регистрации и обращение прихожан через прессу – это все события реальные, а не мнимые). Так или иначе, но базовые гражданские права – на свободу вероисповедания коренных народов Азербайджана оказались втянуты в сложные политические комбинации. В 1910 году достойнейший сын азербайджанского народа Хаджи Ибрагим Аждар бек совершил поистине великий гражданский поступок, инициировав строительство общей для мусульман обоих толков мечети. Найдутся ли сегодня среди азербайджанцев, татар, лезгин и других мусульманских народов постсоветского пространства такие же достойные сыны с чистыми помыслами и красивыми делами? IslamRF
Комментарии по теме:
Амиль Саркаров Председатель Совета Национально-культурной автономии «Московские лезгины» Ситуация, которая сложилась вокруг суннитских мечетей Баку вообще и «Лезги миски» в частности крайне непонятная. Как известно, ни одна из суннитских мечетей Баку не была перерегистрирована, таким образом, фактически, сегодня сунниты Баку не имеют возможности исполнять свои религиозные обязанности, что вызывает озабоченность, как суннитов Азербайджана, так и мусульман России. А вообще суннитская проблема охватывает не только Баку, но и весь Азербайджан. Вызывает серьезную обеспокоенность и то, что не без ведома властей с лезгинской мечети уже во второй раз была снята табличка с ее историческим названием. По этому поводу в ближайшее время, мы надеемся, прозвучат внятные объяснения со стороны руководства республики. По логике вещей, даже если документы, подаваемые на перерегистрацию у всех (!) суннитских мечетей Баку были не в порядке (что уже вызывает недоумение), контролирующие органы должны были максимально внимательно подойти верующим и сделать все для урегулирования ситуации, а не доводить ее до того состояния, когда нарушаются базовые права и свободы граждан. Если Азербайджан стремится демонстрировать себя миру как толерантное, цивилизованное государство, он должен очень чутко относиться к вопросам национальных и религиозных меньшинств. Между тем, напротив, мы наблюдаем, что в Азербайджане делается все для того, чтобы суннитская община сократилась, произошла шиитизация населения. Созданы условия для того, чтобы возмущение в среде мусульман-суннитов росли. А это непременно сопряжено с тем, что отдельные личности радикализуются, после чего власти будут иметь формальные причины и далее применять репрессивные меры по отношению ко всем суннитским общинам. Отмечу также, что бакинской прессой происходящее выдается за происки недругов Азербайджана в Армении: якобы публикацией материалов о недовольстве суннитов армяне специально нагнетают ситуацию. Однако мне известно, что ни к каким армянским СМИ бакинские сунниты не обращались, а армянские интернет-ресурсы перепечатали те документы, которые были опубликованы на российских сайтах.
Абдуррауф Забиров Председатель Пензенской региональной общественной организации «Просвещение»
Я родился в Баку, там окончил школу, получил первые знания об исламе на занятиях в то время имама мечети Аббяса Бибарсова. В Баку не было противоречий между суннитами и шиитами. Суннитская община там многочисленна, называются даже цифры до 30-40 % от общего количества мусульман, это ведь не только татары и лезгины, но и сами азербайджанцы.
Совершенно очевидно, что препятствия, чинимые в деятельности религиозных организаций, приведут к расколу внутри мусульманской общины Азербайджана, возникнут конфликты между суннитами и шиитами и в России, и в других странах СНГ. Вредить это будет однозначно обеим сторонам.
Об истинных причинах происходящих событий нам трудно судить, мы можем только предполагать. Думаю, в данном случае в и без того неспокойном Кавказском регионе кто-то стремится подлить масла в огонь, а кто-то будучи облеченным в религиозный сан дает использовать себя для разжигания этого огня.
|