• 51

Б. Эскендеров: «По поводу этнонимов Лек и Лезги»Вот уже почти сто лет в науке господствует гипотеза Минорского о происхождении термина Лекз, в арабском варианте аль-Лакз, и Лезги. Согласно этой гипотезе название Лекз сформировалось в древнеперсидском языке от этнонима Леки путем прибавления суффикса происхождения –з, а позже уже на Кавказе оно посредством метатезы превратилось в этноним Лезги.

Подробнее
  • 0

А. Яркинский: «Звук «з» в этнониме «лезги»Автор обсуждает проблему происхождения этнонима «лезги», основываясь на критическом анализе наиболее распространённой теории, выводящей слово «лезги» из средневекового персидского обозначения жителя Южного Дагестана – лакзи. По этой версии, слово «лакзи» (соответственно, «лезги») образуется из двух составляющих: лезгинского слова «лекъ» – орел и иранского аффикса -зи. В настоящей статье автор оспаривает персидское происхождение звука «з» в слове «лезги», утверждая, что нет доказательств того, чтобы персы при помощи аффикса -зи обозначали этническую или территориальную принадлежность. Он также считает, что принадлежность к территории обозначалась, например, в гюнейском диалекте при помощи звука «з». Поэтому окончание -ви для обозначения территориальной принадлежности (например, Гянджеви) не является исконно лезгинским, а заимствовано из персидского языка.

Подробнее
  • 0

В конце августа на телеканале «Наука 2.0» выйдет очередной выпуск программы «Человеческий F.A.Q.тор» с участием Председателя Совета НКА «Московские лезгины», доктора психологических наук, профессора М.Ш. Магомед-Эминова.

Подробнее
  • 0

Известный лезгинский ученый Мухаммед-Ариф Садыки написал новую книгуВ скором времени выйдет в свет новая книга известного лезгинского ученого, политолога Мухаммед-Арифа Садыки «Лезгинский вопрос: современное состояние и перспективы разрешения». 13 июня состоялась встреча Мухаммед-Арифа Садыки с Председателем Совета НКА «Московские лезгины», профессором Мадрудином Магомед-Эминовым, на которой обсуждались проблемы, поставленные в книге.

Подробнее
  • 0

Агванское письмо является протоязыком для современного лезгинского и других языков лезгиноязычной группы. Агванское, албанское письмо, в том числе, хуррито-урартская лексическая группа – выражение этого протоязыка. Агванский (иначе «гаргарейский») алфавит до сих пор окончательно не дешифрован. Предположительно, алфавит состоит из 52 букв. Именно агванская письменность стала прародителем современного удинского языка (лезгинская подгруппа нахско-дагестанских языков).


Агванская письменность – прародитель лезгинского алфавитаИзвестный лезгинский ученый Мухаммед-Ариф Садыки в работе «Древняя история лезгин и античные письменные источники» (М.: Олимпия. 1996) пишет: «К I веку н.э. удины, вместе с другими родственными народностями, вошли в состав Албанского царства. Уцелевшие до настоящего времени в Закавказье немногочисленные удины говорят на языке, являющемся прямым потомком древнеалбанского (или иначе - «агванского») и входящем, согласно современной научной классификации, в лезгинскую подгруппу восточнокавказских языков … Несколько столетий государство Урарту не только политически доминировало на всем армянском нагорье, но и не могло не оказывать сильнейшего воздействия на все соседние родственные по языку племенные союзы и народности на обширных территориях между Черным и Каспийским морями. В этом его поистине эпохальное значение в сложной и многоэтапной истории протолезгинского этноса. Наличие же тесной преемственной связи хуррито-урартских и современных лезгинских языков можно продемонстрировать на множестве лексических примеров (наиболее показательные из них представлены в таблице)…».

Подробнее
  • 0

В фотогалерее размещены фотографии с очередного заседания научно-практического семинара "Время. Субъект. Сознание. Деятельность", которое состоялось 23 марта на факультете психологии МГУ.

Председатель Совета НКА "Московские лезгины" и со-руководитель семинара, зав.кафедрой экстремальной психологии и психологической помощи М.Ш.Магомед-Эминов выступил на заседании с докладом "Темпоральность как основание психики"

Подробнее
  • 17

М.Ш. Магомед-Эминов: "Яран-Сувар через призму психоанализа"Подобная постановка вопроса у кого-то может вызвать удивление – ведь психоанализ применяют к людям, у которых имеются психологические проблемы, страдания, мучения и прочие отклонения. «При чем здесь Яран-Сувар?» – спросите вы. А вот и ошибаетесь. Корпус психоанализа, кроме индивидуального анализа для трансформации личности человека, нуждающегося в этой работе, составляет также анализ социокультурных, экономических, политических, религиозных, мистических, мифологических и прочих феноменов. К нему можно добавить анализ художественной литературы, фильмов, а также произведений искусства.

Подробнее
  • 0

23 марта в 18:00 на факультете психологии МГУ (ул Б.Никитская, д.4, ком. 2.1.05) состоится заседание научно-практического семинара "Время. Субъект. Сознание. Деятельность", который ведет свою работу с 2006 года под руководством профессора МГУ, зав.кафедрой психологии труда и инженерной психологии Ю.К. Стрелкова и профессора МГУ, зав.кафедрой экстремальной психологии и психологической помощи М.Ш. Магомед-Эминова.

Подробнее
  • 0

29 февраля в 20:00 на телеканале "Подмосковье", а также в онлайн-трансляции на сайте телеканала документальный фильм "РЕВОЛЮЦИЯOFF" с комментариями Председателя НКА "Московские лезгины", доктора психологических наук, профессора, зав.кафедрой факультета психологии МГУ имени М.В. Ломоносова М.Ш. Магомед-Эминова.

Подробнее
  • 0

16 февраля состоялось интервью Председателя Совета НКА "Московские лезгины", доктора психологических наук, профессора, заведующего кафедрой экстремальной психологии и психологической помощи факультета психологии МГУ М.Ш. Магомед-Эминова телеканалу "Подмосковье".

Подробнее